Ветеран, держа веточку сирени в руках, наблюдал за двумя детьми. Это были девочка в светлой курточке с георгиевской ленточкой на груди и с голубыми глазами мальчик, который держал в руках игрушку - белого пушистого медвежонка. Они смеялись, перекидывая друг другу игрушку. «Как хорошо, что детство их не знает слёз», - подумал мужчина. И вдруг в сердце кольнуло, тяжесть разлилась по всему телу. Душа застонала и в глазах потемнело. «Старость»,- подумал он.
Нет, конечно, это была не старость. Это были воспоминания, которые всколыхнул этот белый медвежонок в руках детей. Прошло уже много лет, но картина ужаса и страха время от времени снилась ему. Просыпаясь, он вытирал пот со лба и долго курил, стоя у окна.
…Был июль 1941 года. Жара, было много беженцев, поездов не хватало, люди спали на земле, ожидая следующий состав. Возле своей мамы сидел маленький мальчик. Женщина, развязав платочек, достала кусочек хлеба, налила молока и протянула ему. В руках у мальчонки был медвежонок, потерявший от пыли свой белый цвет.
-Мама, давай покормим мишку,- сказал мальчишка.
-Обязательно, только сначала поешь сам, а то скоро поезд придёт. Ведь ты мужчина, а значит должен быть сильным и помогать мне, пока папа на фронте,- ответила мама и погладила его по голове.
Мальчик откусил хлеба и запил молоком. По небу плыли облака, прищурившись, он загляделся на них: будто разные зверюшки прыгали там. Я наблюдал эту картину и думал: «Тишина. Словно нет войны…»
Показался поезд, и все стали собирать свои вещи.
-Пойдём, пойдём, - сказала мама и, схватив мальчика за руку, потащила его к вагонам. Ребёнок, прижимал к себе медвежонка: было видно, что эта игрушка для него была очень дорога. Я подошёл, чтобы помочь им сесть в вагон.
-Кто подарил тебе такую чудесную игрушку? - спросил я и стал подсаживать его на ступеньки.
-Папка, - ответил он и ещё крепче прижал медвежонка к себе.
-Воздух! Воздух! - закричали все вокруг.
Народ шарахнулся от вагонов, люди падали на землю, прикрывая собой детей. Земля вокруг то поднималась, то опускалась. Песок забивался в уши, рот и покрывал все тело, так, что не было видно людей. Крики, плач, пыль – все перемешалось. Самолёты кружили над поездом и людьми, словно коршуны, ища свою добычу. Смесив землю, они полетели дальше. Клубы пыли медленно оседали, растворяясь в воздухе; ветер старался им помочь. Люди зашевелились, стали подниматься, искать свои вещи.
Многие остались на земле, они лежали неподвижно, словно чего-то ждали. Глаза были открыты, а в них отражались облака. Страх, боль и горе окутало всех и на мгновение соединили, словно все были из одной семьи.
Я помогал людям быстрее сесть в поезд, они, толкаясь, цепляясь за подножки, не шли, а ползли в вагоны.
Обернувшись, я увидел в пыли женщину; она обнимала и качала на руках мальчонку, глаза её смотрели вдаль, ничего не замечая вокруг. Она все крепче и крепче прижимала ребёнка к себе. И вдруг в руке этого ребёнка я увидел мишку. Что-то жгуче полоснуло по сердцу, подойти, хотелось подойти и поправить эту повисшую беспомощную ручонку. Жизнь была оборвана ещё не начавшись.
-Будьте вы прокляты! - вырвалось из груди и полетело над полем, смешиваясь с пылью, кровью, слезами и…смертью.
…Сирень, какая она в этом году пушистая и яркая. С каждым годом на парад приходит, все больше и больше детей. Солнце, улыбки, слёзы в глазах ветеранов и белый медвежонок, которого перекидывают друг другу, белокурая девочка и мальчик с голубыми глазами, в которых отражаются облака – облака свободы и мира.
|