Шахноза, Любовь моя!..
Эта трагедия произошла совсем недавно, в начале високосного года..., но и очень давно... Они учились в одном классе, сидели за одной партой. Его звали Асылхан, а ее Шахноза, она была узбечка, а он казах. Когда взрослые его спрашивали:
- Есть ли у тебя невеста? не задумываясь, отвечал: - Да, Шахноза
- О, какой самостоятельный, - умиленно удивлялись взрослые,- уже невесту себе выбрал.
Школьные годы пролетели незаметно. Он был единственным ребенком в семье. Поэтому родители в нем души не чаяли. Он им отвечал, тем же, был послушным сыном. Он был уверен, что она самая красивая в мире, но почему-то когда они нечаянно касались друг друга, то словно ток пронизывал его всего. Язык немел, он не мог выговорить ни слова.
И когда сыну исполнилось шестнадцать лет, отец впервые заговорил о том, что он потомок Абылая непременно должен выбрать жену из знатного рода. - Только обязательно надо проверить до седьмого колена не являетесь ли вы родственниками. И вдруг, словно молния поразила Асылхана в самое сердце, он интуитивно стал догадываться в какую кромешную, неразрешимую ситуацию они попали с его любимой Шахнозой. Как-то, говоря о предках, Шахноза сказала, что ее знатным предком со стороны матери является султан Саржан. Мать у нее была казашкой. И вот теперь после отцовской лекции у парня появилась неясная тревога. Он гнал от себя эту мысль, но она вновь и вновь словно острый клинок пронзала его мозг: -Султан Саржан?!
С тех пор Асылхан замкнулся. Разыскал в библиотеке отца шежире – родословную всех потомков Абылая. Проводил какие-то вычисления. И день ото дня становился все мрачнее и мрачнее. Он не находил другого султана Саржана. Наконец, решился рассказать отцу о свои генеалогических изысканиях. Отец долго рассматривал бумаги и коротко вынес свой вердикт: - Нет. У Асылхана, казалось, оборвалось сердце. – Но, отец, пытался возразить он,- даже Президент Турции женат на двоюродной сестре, а у нас с Шахнозой только в седьмом колене и то по материнской линии, ее родители согласны.
– Никаких но, это у узбеков и турок можно жениться на близких родственниках, а у нас, казахов, нет. Мы не случайно тебя назвали Асылхан - Благородный. Ты в седьмом колене потомок Аблай хана, его старшего сына Уали хана. И мы не можем тебе позволить жениться на родственнице. к тому же полузбечке.
Полгода прошли, словно в тумане. Окончание школы, поступление в университет – все ему было не в радость. Неумолимый закон шежире разделил его с любимой непреодолимой каменной стеной. Ему что-то говорили родственники и друзья. Он не слышал их. Садился в Мазду и уезжал в степь. Что он там делал, никто не знал. Когда он приехал домой на новый год, выйдя из машины, увидел мать с какой-то девушкой. – Сынок, мы тебе невесту нашли. Ему показалось, что это Шахноза, он бросился вперед, но резко остановился, быстро развернулся и сел за руль машины, отец только успел крикнуть: - Асылхан, ты куда? – Не знаю, услышал в ответ. Он мчался по накатанной дороге в степь. Внезапно закружились и все быстрее ускорили свой танец снежинки. Он остановился, нашел песню «Шахноза», включил ее на полную мощь. Рыданье сотрясали все его тело, слезы заливали глаза. Впереди сквозь пелену показались очертания, брошенного кем-то трактора…
…От его Мазды ничего не осталось – всмятку. Только из магнитофона разбитой вдребезги автомашины разносились на всю степь, как скорбный реквием, слова: Шахноза! Шахноза! Любовь моя!..
|