Война все дальше уходила от Днепропетровска, навсегда оставляя свои горькие отметины, особенно в душах самых маленьких его жителей. Тех, кого теперь называют «дети войны». И, хотя мальчишки послевоенных сороковых с прилегавших к Днепру улиц жили, как правило, дружно, иногда эхо войны проявлялось в конфликтах между соседними улицами. На моей памяти такой конфликт был однажды.
…В это утро мы, как обычно, встретились на углу Харьковской и Упорной. И первое, о чем узнали: между улицами Московской и Харьковской объявлена война.
Надо сказать, что каждая улица в те годы имела своего главаря, хотя мы – пацаны не знали, кто истинный главарь нашей улицы и уж, тем более, из-за чего вдруг между улицами начинается война. Но «мобилизованным» считался каждый, независимо от возраста. И каждый в этой армии имел свое задание. Мне было поручено достать сварочные электроды, которые становились грозными боевыми снарядами после того, как на них насаживались пистоны. Думаю, что такое задание мне было выдано не случайно. Дело в том, что на Харьковской, во дворе дома напротив наших окон, был небольшой склад электродов. А достать их для «вооружения» нашей улицы означало только одно – украсть.
До сих пор помню, какая внутренняя борьба происходила во мне. Я знал, что воровать – плохо. Но, с другой стороны, это было воровство во имя «патриотической» цели. Целый день я провел в муках внутренней борьбы. А, когда стемнело, все же направился к этому складу. К моему счастью, он, хоть и был заперт, не охранялся. Так что заветные пачки электродов я без приключений похитил и до утра спрятал в подвале нашего дома.
Война началась с утра. Обе воюющие стороны выстроились шеренгами друг против друга. Естественно, «мелюзгу» в каждой из сторон определили в последние шеренги. Вооружение обеих армий состояло из электродов с насаженными на них пистонами, камней, рогаток и, к сожалению, самопалов. И, вот, по чьей-то невидимой команде все это пришло в движение. Полетели электроды и, падая, взрывались, полетели камни, стреляли рогатки и самопалы.
Моя война завершилась быстро. Уж не знаю как, но один из камней «противника» в первое же мгновение боя достиг нашей последней шеренги и, естественно, угодил мне в голову. А к середине дня, когда арсенал снарядов был исчерпан, война между улицами окончилась.
С той поры прошла целая жизнь. Разлетелись по всему свету «боевые» товарищи с Харьковской и Московской. Уже много лет я живу вдали от Днепра. Давно нет и маленького склада электродов. И другие мальчишки населяют улицы нашего детства, ничего не зная об их прошлом. И, все же, какое счастье, что в душах этих юных граждан нет горьких отметин минувшей войны.
|