Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Пути Господни неисповедимы

Павел сидел, в предбаннике. Табачный дым всё больше и больше закрывал свет висевшей под потолком единственно - целой лампочки. Шахтеры, по традиции, прежде чем идти под душ, садились на длинную, крепкую лавочку, и покуривая сигареты, рассказывали байки и анекдоты. После шестичасового воздержания от табака в шахте, сигареты казалась для них блаженством. Самым хорошим рассказчиком считался Васька Куцый, бригадир и заводила. Однако сегодня анекдоты уступили место обсуждению предстоящего собрания, с повесткой дня: "Досрочное выполнение годового плана к 50летию Великой Октябрьской Революции". Павел не стал слушать разглагольствований Сиротина и Примакова, которые относились к категории людей, умеющих высказать правду: на кухне, под забором, или в бане. Далее этого, их революционное ораторское красноречие не выходило, и превращалось в положительное махание головой и поддакивание в такт сказанного вышестоящим начальством.
Павел первым вышел на улицу и в ожидании бригады, снова закурил сигарету. Ласковое сентябрьское солнышко, после мрачного плена шахты, глубиною в тысячу метров, казалось неким целебным бальзамом для души. Да и. залитый солнечным светом шахтный двор, не смотря на свою ущербность и недостатки, как ни странно, своим видом радовал глаз . Бронзовая статуя молодого шахтёра , почему-то направляющегося, с отбойным молотком от шахты в сторону посёлка, была дополнением этой сентябрьской сказки. Это
умиление перед природой, оборвали начавшие выходить шажтёры, и он вместе с ними направился в "Красный уголок".
. Начальник участка шахты, Ребров Иван Иванович, мужчина лет пятидесяти, как его за глаза называли "колобок", что действительности соответствовало его комплекции, сразу же без приветствия и всяких вступлений сказал: - "Товарищи, приближается 50 лет Советской власти. Мы должны достойным трудом встретить октябрьские праздники и выполнить досрочно годовой план, по добыче чёрного золота. Так как ваша бригада на сегодняшний день является передовой, мы решили дать вам новый участок. Ваш нынешний участок, никуда от вас не денется, будет сохранён за вашей бригадой.
Бригада действительно была передовой. В ней работали проходчики, имеющие огромный опыт работы в шахте. Бригадир Василий Куценко, как его называли Куцый, был Героем Социалистического труда, да и все остальные члены бригады с орденами и медалями. Новичку в эту бригаду практически попасть было невозможно. Бригаде выделяли самые лучшие участки. Однако, за всё есть своя плата. Каждый месяц из своей зарплаты бригада выделяла через бригадира, начальнику участка по 100 рублей (куш был немалый, так как, в то время многие работники в других отраслях получали примерно, такую зарплату).
И хотя всё это делалось тайно, шило в мешке не утаишь. Шахтёры других бригад об этом знали, возмущались, но ничего изменить не могли. Теперь же, после сказанных слов Ребровым, имеющие опыт шахтёры понимали, что в принципе они становились заложниками, хороших отношений с начальством. В данный момент ситуация для бригады была, как у мыши: лакомый кусочек манил, притягивал, но это удовольствие могло стоить жизни. Все они, знали о повышенной загазованности предлагаемого им участка, а также высказываниях о нём, некоторых инженеров, которые не скрывали; о существующем риске жизни для шахтёров, при его освоении. Тягучая мёртвая тишина повисла в воздухе зала, словно "дамоклов меч".
Все молчали. Слишком большой ценой могло быть оплачено какое-либо, противоречие начальнику участка: это и потеря авторитета, и зарплаты, и перспективы роста, а с -другой стороны, безропотное послушание могло привести - к плохим последствиям, вплоть до гибели.
Павел, с иронией подумал: ты смотри, как преобразила нашу жизнь, победа Великой Октябрьской Революции. Благодаря этому преобразованию, мы должны и выполнить досрочно годовой план. А ведь ещё каких-то сто лет назад, сюда на угольные рудники высылали дерзких, непокорных властям, и неисправимых убийц. В тридцатые годы, сюда изгоняли «врагов народа», которые, в сущности, были трудолюбивые зажиточные хозяева, не желающие работать в колхозе на дядю. Теперь же, по сути, здесь, в основном, сидели их потомки. Куда девался дух свободы, дух непокорности к несправедливости? Видимо, мы измельчали. Нас так запугали, что мы боимся высказать своё мнение. Да и что можно сказать в оправдание; многие те, кто говорил правду в лицо руководителям, по сути ничего не добились, кроме тюремных нар, да неизвестных холмов, над своими могилами. Сам Иосиф Виссарионович, не окончивший Духовной семинарии, несомненно, успел прочесть, о том, как Моисей вывел народ израильский из Египта, и сорок лет водил по пустыне, пытаясь избавить его от рабского духа. Однако, видимо цель Товарища Сталина, состояла в другом, не избавить народ от раболепия, а навязать его ему. А для этого он, со своими соратниками заменил Святую троицу - Отца, Сына и Святого духа, которая призывала, не создавать себе кумира, на революционную троицу - Маркса, Энгельса и Ленина. Их заповеди были другого толка: кто не с нами, тот против нас, а кто против нас тот создаёт проблему. И как говорил вождь всех народов товарищ Сталин: "Нет человека - нет проблемы".
Сталина, уже давно не было, прошла и хрущёвская оттепель, но сталинские идеи сохраняющие власть, оставались жить. Теперь научились наказывать по - другому – рублём, коллективным презрением и т.д, хотя и в тюрьмах сидело не мало. В народе ходила даже такая шутка: - половина населения сидит, а другая половина их охраняет. Эти мысли Павел никогда не говорил вслух, но своим поведением, всегда, высказывал не уважение к Коммунистической власти, и хотя были в её рядах хорошие люди, они, всё равно, бездумно выполняли директивы партии, всецело веря в правильность её решений. Были и те, кто понимал пагубность принятых решений, однако ради своего портфеля, и положительных показателей в отчётах, они могли принести в жертву сотни тысяч людей и пример тому - голодовка.
О голодовке Павел знал не понаслышке. Его отец, один из самых крепких хозяев на селе, был застрелен в своём собственном дворе за то, что не хотел отдавать свою корову, пришедшему за ней, продотряду. Чтобы привлечь хозяев в колхоз, был принят Закон о налогах на домашних животных. Налог был таким, что держать животных было весьма затруднительно. Таким образом, человек, который не работал в колхозе, должен был понять, что Советская власть беспокоится о каждом своём законопослушном гражданине и для него, единственно: колхоз является тем благодатным местом, которое поможет ему преодолеть трудности жизни. А для этого, в придачу ещё забиралось и зерно. Порой хозяину не оставляли даже на пропитание, не говоря уже о семенах. В семье Павла после гибели отца, от голода умерли: сестра, мать и младший брат, а он, в возрасте 14 лет, пошёл батрачить на тех, кто "раскулачивал" его отца. Старшего брата, за несколько колосков зерна, посадили на долгие 15 лет. . Правда, после смерти Сталина, он попал под амнистию, и вернулся домой Однако Павел, с ним до сих пор не встретился, так как был послан, на шахты Донбасса местным военкоматом. В сущности, для Павла, это было спасительным решением, и он впоследствии женившись, так и остался, жить и работать в городе Сталино, впоследствии переименованного в Донецк
Размышляя над этим, он чувствовал, как душа его возмущена, и видимо не обретёт покой, если он, не выскажется, и он попросил слова.
Все с удивлением смотрели на него, так как он, говорил на таких мероприятиях редко. И снова нависла гробовая тишина, в которой Павел слышал стук своего учащённо забившегося сердца.
- Иван Иванович! Вы же знаете, что этот участок опасен. Неужели мы опять ради каких-то показателей, должны рисковать своими жизнями, благополучием своих семей и покоем своих близких? Вы считаете, что предки, присутствующих здесь шахтёров, погибших за их счастье, одобрили бы Ваше предложение?
Лицо Реброва вдруг стало красным. Он взглянул на Павла таким ненавистно-горящим взглядом, словно хотел испепелить его. В следующее мгновение, словно боясь лопнуть от злости, он, стал с силой выталкивать слова вместе со слюной. В его речи, было сколько недовольства, что казалось, если слюна попадёт кому либо из сидящих на тело, с тем произойдёт летальный исход И всё же, концовка его пламенной речи: была более миролюбива:
- Знаешь, Павел Константинович, официально обратился он, что ещё раз показывало его недовольство, если ты боишься, то можешь сидеть со своей женой на печи. И если из вас, - он обратился к бригаде - большинство думает так же, я уговаривать не буду и отдам участок другим. Только вы, впоследствии не обижайтесь, и не подходите ко мне с вопросом: - почему у вас маленькая зарплата?
Все сразу зашумели, словно рой пчёл, вырвавшийся из улья на свободу, после холодной зимы. Павел был удивлён тем, что никто его не поддержал, а наоборот он услышал в свой адрес укор, что не посоветовавшись с бригадой, берёт на себя смелость решать за всех.
У Павла всё внутри закипело, и в то же время похолодело, и он, не удостоив никого из сидящих на собрании взглядом, вышел из зала.
Как же так! почему бригада не поддержала его? Видимо, дружба, давно не в цене, если её готовы предать ради денег. Они, что, бояться потерять лопаты. Или боятся за участок, который даже крысы, попавшие с лесом в шахту, спешно покидают, чувствуя опасность. Вот с такими мыслями он, сам не замечая, вошёл в пивбар.
За столиками стояли, в основном знакомые шахтёры, ребята из других бригад. Все о чём-то говорили, спорили. И удивительно, что это никому не мешало говорить. Из-за заднего столика его окликнули, и он увидел Бориса Коваленко по кличке Бека, который жил, в расстоянии трёх хат, от жилища Павлика, но, не смотря на это, они с ним никогда раньше почти не общались. Так здравствуй при встрече, и не более. Бригада, в которой работал Бека, состояла в основном из уголовников, при этом сам Бека, говорили отсидел: за убийство девять лет. Хотя при первой встрече с ним, никто бы и не подумал, что этот щуплый на вид, и интеллектуально - развитый человек - убийца. Он часто в защиту шахтёров выступал на профсоюзных собраниях, и при этом подкреплял свои слова юридическими нормами закона так, что ему шахтный юрист - начальник отдела кадров ничего фактически не мог противопоставить. И вот именно сегодня, когда Павел особенно нуждался в поддержке, Бека почему-то, подал ему знак, и пригласил за свой столик в компанию.
- Здорово, Павлуха! – сказал он и протянул свою узкую, но крепкую руку.
- Бери бокальчик пива у меня, пока твоя очередь подойдёт. А, ну-ка, ребятки, добавьте ему к пивку водочки, шоб дома ны журылысь.
Павел пил, но алкоголь его не успокаивал, а всё больше распалял. Он со всеми ему присущими эмоциями рассказал об инциденте, происшедшем на шахте. Бека поддерживал его в разговоре, называя правильным мужиком, и ругал Куцего. Потому, что бригадир должен отстоять каждого из своей бригады.
- Куцый Ваш во всём виноват, да и ребята тоже "хороши". Смотрят в рот Реброву, словно он их облагоденствовал. Сами пашут, как лошади и думают, что он им задаром платит денежку. Одним словом паразит, который живёт за счёт других, при этом внушает, что они без него никуда. Правильно я говорю - обращался он время от времени, к стоящим рядом шахтёрам, и те отвечали:- да! Хотя совершенно не понимали, о чём идёт речь, продолжая говорить между собой. Особенности таких заведений были в том, что все говорили, что хотели, и как хотели, разделяясь на какие-то группы по интересам, и рядом стоящим это совершенно не мешало говорить. Никто никого не слышал. Существенная опасность, которая подстерегала здесь - это милицейский воронок, который шахтёры окрестили: «луноходом». И в этот день, как назло, он здесь появился.
Павел, стал милиционерам дерзить, и сразу же был ними замечен. Усталый после ночной смены, смешав пиво с водкой, он быстро закосел. Они подошли к нему. За их напущено-грозном ликом морали скрывалась радость за возможность выполнить план, и получить к празднику премиальные, а некоторым особенно отличившемся ордена и медали. Бека стал защищать Павла и их забрали вместе.
Задержанные на три часа, Павел и Бека фактически пробыли в камере до утра. Ни какие уговоры, Павла, что ему нужно идти на работу в ночную смену, ни угрозы, что он, задержан всего лишь на три часа, и за нарушение придётся ответить по всей строгости закона, на дежурившего сержанта не подействовали. В конце - концов, Павел, скрутившись калачиком, под воспоминания Беки, рассказывающего про прежние времена, уснул на длинном деревянном помосте.
Только утром их повели в дежурку, выдали отобранные вещи, выписали квитанции на уплату штрафа, за так называемые услуги, и отпустили. Настроение у Павла было скверное. Он понимал, что Ребров теперь имеет возможность, на нём отыграться, за его вольное поведение на собрании. Да и жена сейчас закатит скандал. Правильно говорят, что авторитет собираешь по крупицам всю жизнь, а теряешь за одно мгновение. Так незаметно, молча, пропуская мимо ушей байки Беки, они подошли к его дому. Бека лихо подмигнул левым глазом и сказал: - зайдём ко мне? У меня есть бутылочка самогона! Да и моя жёнка, пока придёт домой, мы поправимся.
(Жена Бориса работала на шахте, в номерной). Настроение было плохое, отношения Павла с женой, и начальством испорчены, и он не заставил себя упрашивать дважды.
Только они подняли по стопочке, как в комнату вбежала жена Бориса – Надя. Увидев Павла, она на мгновение застыла с раскрытым ртом, как будто ей, явилось приведение.
А потом, заикаясь, стала рассказывать, что на шахте, ночью произошёл взрыв. В шахту спустились спасатели, но вероятнее всего, вся бригада погибла. Но что удивительней всего: номерок Павла сдан, и все считают, что он погиб также. Беги быстрей на шахту, там жена с сыном, ожидают весточку от спасателей. Жёны шахтёров всегда в таких случаях, стояли на шахтном дворе, ожидая спасателей с мужьями, живя надеждой, что они живы.
Павел бежал на шахту не останавливаясь. Слёзы застилали глаза, из – за чего он, часто спотыкался, а иногда и падал. Но он, подымался не чувствуя телом никакой боли и бежал дальше. Боль была лишь в душе, она появлялась вместе с вопросом: - неужели все погибли?
Вот и шахтный двор, крик, плач и причитания, стоявших во дворе женщин, его вдруг остудили. Ему вдруг стало стыдно, что он, хорошо знающий их, появится перед ними живой. Что он им скажет, как они его встретят?
Однако его мысли прервала жена – Мария. Она подбежала к нему со слезами, и начала его радостно целовать, что ещё больше в этой обстановке обескуражило его дух. А она, задыхаясь от счастья, всё говорила и говорила. Она твердила, что ей сказали, что он погиб, что его не могут найти под рухнувшими тоннами угля, от взрыва.
- Бывает и так: - подумал он.- Вот уж истинно сказано: "Пути Господни неисповедимы".
Бригада вся погибла, только три человека ещё прожили несколько дней, после похорон своих товарищей. Ребров также долго не прожил: не призванный к ответу земным судом, он держал ответ перед Богом, и умер от сердечного приступа.
Павел так и не узнал, кто положил его номерок в ячейку, тем самым показав, что он спустился в шахту. Через некоторое время, он стал бригадиром в бригаде Беки, где его безоговорочно приняли, как своего.

Валерий Кириогло
Категория: Рассказы Автор: Валерий Кириогло нравится 0   Дата: 31:01:2013


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru