|
Валентин Сергеевич Матвеев-Вентцель
В минувшем году в Российско-немецком доме на Пироговке
появился новый музыкальный полифонический театр "Эльмовы огни".
Хочу познакомить читателей с его создателем - Валентином
Сергеевичем Матвеевым-Вентцелем, который отметил недавно 70-летие. Пианистом, композитором, кандидатом философии,исследователем.
- Музыка, литература и философия сопутствовали мне с детства,
- рассказывает Валентин Сергеевич. - Один из моих дедов,
Константин Николаевич Вентцель, писал философские труды. Еще до революции была издана его "Философия творческой личности" (в БСЭ о нем написано как об известном философе и педагоге). Отец мой учился в техническом институте в Германии, а до того он с братом Борисом Степановичем Матвеевым прошел курс в Московском университете у профессора-биолога Северцева. После возвращения из Германии закончил Московскую консерваторию у Елены Фабиановны Гнесиной. За три года. По семейному преданию она была влюблена в моего отца, но он уже был женат. Их связывали дружеские отношения, которые сохранялись всю жизнь. Когда я подрос, он,
конечно, повел меня к Елене Фабиановне. Она сказала: надо учиться музыке.
Занимался со мной известный педагог, московский чех Густав
Францевич Валашек. Давал мне уроки даже в 1942 году, когда
музыкальные школы в Москве не работали. Потом я закончил
Мерзляковское училище у Владимира Сергеевича Белова - ведущего
педагога Московской консерватории на кафедре Нейгауза. Кстати, с
Генрихом Густавовичем я был знаком с детства. Брат отца жил в
здании Зоологического музея, кстати, в квартире Северцева. А
соседом был профессор Габричевский, к которому Нейгауз приходил в
гости, часто играл. Тогда я с ним и познакомился, и позже, когда
я уже был в консерватории, он всегда мне помогал, давал советы. Я
играл много новой музыки, в частности забытого талантливого и
рано ушедшего из жизни композитора Серебряного века Алексея
Станчинского, музыку которого я долго искал. Нейгауз меня
благословил: "Я весь в Шопене и Скрябине, а ты иди своим путем,
играй новое".
- А почему вы проявили интерес к современной музыке?
- Так сложилось еще во время учебы. Валашек давал мне
сочинения современных авторов, например Кабалевского. В 1947-м в
был смотр всех музыкальных школ Москвы, и я играл сонатину
профессора консерватории Аврелиана Руббаха. Поступал в
консерваторию с восточной фантазией Балакирева "Исламей"
(труднейшее, кстати, сочинение). Потом стал интересоваться
композицией, ходил, например, на уроки молодого Родиона Щедрина,
который тогда уже преподавал в консерватории. Профессорам Евгению
Голубеву, Альберту Лемману показывал свои сочинения. После
консерватории по направлению работал преподавателем в
Алма-Атинской консерватории. А потом начал сотрудничать с
Московским молодежным театром пантомимы, которым руководил
знаменитый мим Николай Павловский. Писал для театра музыку. Потом
пошел в Росконцерт. Как пианист выступал с вокалистами Людмилой
Ивановой и Владимиром Богачевым, с флейтистом Александром
Корнеевым. Давал и сольные концерты. Вот тогда-то по-настоящему и
увлекся исполнением новых произведений. Сыграл 290 премьер!
Щедрина, Хачатуряна, Даурова, Майзеля, Каретникова,
Губайдулиной... Эдисон Денисов даже подарил мне свои вариации с
посвящением.
- Наверное, непросто было пробивать их музыку?
- Были сложности. Потом судьба занесла меня в Министерство
культуры РСФСР членом коллегии по репертуару. Принимали новые
музыкальные произведения для театров, оркестров, конкурсов. Я там
занимался симфонической и камерной музыкой. Потом ушел из
министерства, но чиновником еще некоторое время оставался.
Принимал участие в основании Школы культуротворчества. Потом был
ее директором. На ее базе возникла Академия славянской культуры,
где я заведовал кафедрой. До последнего времени был доцентом
Музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова. Но
больше всего, конечно, люблю творчество...
- Поэтому к 70-летию вы сами себе сделали подарок? Вместе с
Дианой Рубинштейн создали театр. Что означает "Эльмовы огни"?
- Название непростое, оно включает в себя музыкальный и
поэтико-литературный смысл. В детстве в журнале "Юный натуралист"
я прочел о таком чуде природы - Эльмовых огнях. На остриях мачт в
океане во время штиля, когда шторм только близился, зажигались
огоньки. Иногда эти огни опускаются на цветы и заключают их в
себя, подсвечивая со всех сторон. Эти детские впечатления и
побудили меня назвать наше детище так поэтично. А вообще театр
стал счастливым завершением многолетней исследовательской работы.
Моя супруга Диана Рубинштейн тоже музыкант и очень любит
поэзию. Впервые мы выступили в Рахманиновском зале, где я играл
музыку Станчинского, а она читала Державина. Почувствовал: этот
синтез плодотворен. Тогда решили поставить "Письмо бессмертной
возлюбленной", представив Бетховена как литературного автора.
Сделали еще несколько спектаклей, объединяя самые разные жанры
музыки и литературы, классики и фольклора, вокала и
инструментальной музыки. В наших спектаклях звучат скрипка и
флейта, валторна и кларнет, старинные гусли, даже квартет
тромбонов.
- Еще и года не прошло, как возник ваш театр, а вы уже
представили несколько спектаклей. И всякий раз слушатели и
зрители открывают для себя новые музыкальные и поэтические имена.
И молодые музыканты тоже пробуют свои силы у вас?
- Да, сейчас очень много талантливой молодежи - студентов
консерватории, института Ипполитова-Иванова, школьников. Один из
последних наших спектаклей - "Блаженство язычников" - создан на
основе произведений немецкого писателя Иоганнеса Бобровского,
который бывал и в России. Там звучит музыка Бориса Майзеля,
Мечислава Маковского, Георгия Минчева, Николая Каретникова,
Сулхана Насидзе, Алексея Мачавариани. Их редко услышишь в
филармонических залах, а у нас - пожалуйста. Мы выступаем всегда
с аншлагами, среди публики много наших друзей и единомышленников.
Недавно я закончил новый фортепианный цикл "Зарисовки из Древней
Руси", который уже скоро станет одной из составляющих нового
спектакля...
- Почему вас тянет в древность?
- Это истоки нашей культуры. Меня давно уже интересует все,
что связано с древностью, в частности язык как памятник культуры.
Я сейчас полон планов, работаю над новыми программами, и 28
февраля в Болгарском культурном центре будет премьера -
"Голубоватая тень, или Локон воспоминаний" Аполлинера с музыкой
Равеля и Шопена.
Ирина ШВЕДОВА
|
|