ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Первая ступень к доброте и гармонии

Первая ступень к доброте и гармонии

Тема обсуждения на литературном семинаре Общества любителей русской словесности, состоявшемся 23 октября, собрала людей разнообразных взглядов и убеждений. Тема звучала так: «Вегетарианство. Защита сельскохозяйственных животных от жестокого обращения». В обсуждении приняли участие поэты, писатели, среди которых студенты и выпускники литературного института, философы, люди творческих профессий. Встреча прошла в клубе-ресторане ЦДЛ в формате дружеского чаепития. Среди присутствующих было пятнадцать членов ОЛРС и десять гостей. Встречу проводила учёный секретарь Общества Юлия Маринина. Обсуждали один из самых важных и актуальных на протяжении практически всей жизни человечества вопрос: имеют ли животные, в частности сельскохозяйственные, абсолютное право на жизнь? Когда люди перестанут распоряжаться жизнью животных по своему усмотрению и возможно ли это вообще? Как освещается вопрос гуманного отношения к животным в классической и современной литературе на примере отдельных произведений?

Во вступительном слове Юлия Маринина рассказала о взглядах людей на проблему отношения к животным в разные века и коснулась истории зарождения вегетарианства. Истоки вегетарианства мы можем отыскать ещё в древности. Такие известные представители древней культуры, как греческий философ Пифагор, римский историк Плутарх были вегетарианцами. Пифагор одним из первых привлек внимание общественности к проблеме человеческой жестокости по отношению к животным. Это было связано не только с его убеждением в том, что души людей после смерти могут воплотиться в том или ином животном, но и с тем, что каждое живое существо способно чувствовать боль и страдать. А Плутарх недоумевал: «Как может человек, расставив перед гостями на столе угощения из жутковатых трупов и мертвечины, давать имена "мяса" и "съестного" тому, что ещё вчера ходило, мычало, блеяло, смотрело вокруг? Как может зрение его сносить картину пролитой крови невинно убиенных, ободранных и изувеченных тел?» Римский историк считал, что человек, сам являясь частью природы, не имеет морального права на эксплуатацию и убийство живых существ. Художник и мыслитель Леонардо Да Винчи понимал всю глубину проблемы, однако выражал надежду, что «придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят на убийцу человека».

Однако, на протяжении истории закрепилось и прямо противоположное мнение: если животные не умеют разговаривать и выражать свои чувства, значит, они не достойны уважения. Такому взгляду на положение животных способствовала теория, выдвинутая Рене Декартом, отмечающая то, что животное не обладает бессмертной душой, а является пусть сложным, но бесчувственным механизмом. Декарт писал: «Они не ощущают ни удовольствия, ни боли, и вообще ничего. Хотя они пронзительно кричат, когда их режут ножом, и корчатся в своих усилиях избежать контакта с раскаленным железом, это ничего не означает». Против теории Декарта выступил британский философ Джон Локк. Он считал, что животные способны чувствовать и боролся против жестокого обращения с ними. Но главное для Джона Локка было защитить не животных, а людей, «ибо под влиянием привычки мучить и убивать животных, их душа будет постепенно грубеть также по отношению к людям».

В 19 веке впервые возникла идея о том, чтобы законодательно закрепить за животными ряд прав. Эту концепцию поддерживал философ Артур Шопенгауэр. Он писал: «В Европе все более и более пробуждается осознание прав животных, по мере того, как постепенно выдыхаются и исчезают странные понятия о животном мире, явившемся на свет просто для пользы и забавы людей, — понятия, вследствие которых с животными обходятся совсем как с вещами». На сегодняшний день существует несколько философских взглядов на концепцию прав животных. Наиболее распространены среди них: утилитарный и правовой. Сторонники утилитарного подхода судят об этичности поступка по его последствиям. Согласно правовому подходу, поступок является либо этичным, либо нет, независимо от его последствий. В первую очередь нужно принимать во внимание основные потребности животных, особенно потребность избежать физических страданий. В России вегетарианское движение зародилось в начале 20 века, в 1901 году в Санкт-Петербурге было создано первое вегетарианское общество. Многие известные люди во всём мире придерживались и придерживаются вегетарианства, среди них Герберт Уэллс, Альберт Эйнштейн, Франц Кафка, Пол Маккартни и другие. Далее тему вегетарианства продолжила поэтесса и убеждённая вегетарианка Лидия Маслова. Она выразила сожаление, о том что убийство животных для пищевых потребностей большинством не расценивается как жестокость, а воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, как общественная норма. А ведь корова, кусок плоти которой теперь лежит на прилавке или тушится в сковородке, ещё вчера была живой, она смотрела на мир доверчивыми глазами. Многие люди даже не задумываются о том, как всё происходит, как корова становится говядиной. Но ведь, чтобы люди смогли купить кусок мяса, животное должен кто-то предварительно лишить жизни. Из-за такого «лёгкого» отношения к убийству происходит огрубление человеческой души. "Многие вегетарианцы, в том числе и я, - отметила Л. Маслова, - руководствуются, прежде всего, этическими причинами: не хотят причинить страданий животным". Кстати говоря, существует несколько направлений вегетарианства. Например, веганы строго придерживаются употребления только растительной пищи, исключая из рациона молоко и яйца. Лактовегетарианцы кроме растительных продуктов также употребляют и молочные. Самым известным вегетарианцем России был писатель и философ Лев Толстой. Кстати, его жена Софья Андреевна, которая не поддерживала некоторых взглядов мужа, после его смерти тоже пришла к вегетарианству. Своё становление на путь вегетарианства Лев Толстой описывает в эссе «Первая ступень». Толстой рассказывает о впечатлениях от посещения Тульской мясобойни. Л. Маслова зачитала один из самых ярких фрагментов этого произведения Толстого:

«Мясников никого не видно было на дворе, все были в каморах, работая. В этот день было убито около ста штук быков. Я вошел в камору и остановился у двери. Остановился я и потому, что в каморе было тесно от передвигаемых туш, и потому, что кровь текла внизу и капала сверху, и все мясники, находившиеся тут, были измазаны ею, и, войдя в середину, я непременно измазался бы кровью. Одну подвешенную тушу снимали, другую переводили к двери, третья--убитый вол лежал белыми ногами кверху, и мясник сильным кулаком подпарывал растянутую шкуру.
Из противоположной двери той, у которой я стоял, в это же время вводили большого красного сытого вола. Двое тянули его. И не успели они ввести его, как я увидал, что один мясник занес кинжал над его шеей и ударял. Вол, как будто ему сразу подбили все четыре ноги, грохнулся на брюхо, тотчас же перевалился на одни бок и забился ногами и всем задом. Тотчас же один мясник навалился на перед быка с противоположной стороны его бьющихся ног, ухватил его за рога, пригнул ему голову к земле, и другой мясник ножом разрезал ему горло, и из-под головы хлынула черно-красная кровь, под поток которой измазанный мальчик подставил - жестяной таз. Всё время, пока это делали, вол, не переставая, дергался головой, как бы стараясь подняться, и бился всеми четырьмя ногами в воздухе. Таз быстро наполнялся, но вол был жив и, тяжело нося животом, бился задними и передними ногами, так что мясники сторонились его. Когда один таз наполнился, мальчик понес его на голове в альбуминовый завод, другой -- подставил другой таз, и этот стал наполняться. Но вол всё так же носил животом и дергался задними ногами. Когда кровь перестала течь, мясник поднял голову вола и стал снимать с нее шкуру. Вол продолжал биться. Голова оголилась и стала красная с белыми прожилками и принимала то положение, которое ей давали мясники, с обеих сторон ее висела шкура. Вол не переставал биться. Потом другой мясник ухватил быка за ногу, надломил ее и отрезал. В животе и остальных ногах еще пробегали содрогания. Отрезали и остальные ноги и бросили их туда, куда кидали ноги волов одного хозяина. Потом потащили тушу к лебедке и там распяли ее, и там движений уже не было.
Так я смотрел из двери на второго, третьего, четвертого вола. Со всеми было то же: также снятая голова с закушенным языком и бьющимся задом. Разница была только в том, что не всегда сразу попадал боец в то место, от которого вол падал. Бывало то, что мясник промахивался, и вол вскидывался, ревел и, обливаясь кровью, рвался из рук. Но тогда его притягивали под брус, ударяли другой раз, и он падал.
Я зашел потом со стороны той двери, в которую вводили. Тут я видел то же, только ближе и потому яснее. Я увидал тут главное то, чего я не видал из первой двери: чем заставляли входить волов в эту дверь. Всякий раз, как брали вола из загона и тянули его спереди на веревке, привязанной за рога, вол, чуя кровь, упирался, иногда ревел и пятился. Силой втащить двум людям его нельзя бы было, и потому всякой раз один из мясников заходил сзади, брал вола за хвост и винтил хвост, ломая репицу, так что хрящи трещали и вол подвигался.
Кончили волов одного хозяина, пополи скотину другого. Первая скотина из этой партии другого хозяина был не вол, а бык. Породистый, красивый, черный с белыми отметинами и ногами, - молодое, мускулистое, энергическое животное. Его потянули; он опустил голову книзу и уперся решительно. Но шедший сзади мясник, как машинист берется за ручку свистка, взялся за хвост, перекрутил его, хрящи хрустнули, и бык рванулся вперед, сбивая тащивших за веревку людей, и опять уперся, косясь черным, налившимся в белке кровью глазом. Но опять хвост затрещал, и бык рванулся и уже был там, где и нужно было. Боец подошел, прицелился и ударил. Удар не попал в место. Бык подпрыгнул, замотал головой, заревел и, весь в крови, вырвался и бросился назад. Весь народ в дверях шарахнулся. Но привычные мясники с молодцеватостью, выработанной опасностью, живо ухватили веревку, опять хвост и опять бык очутился в каморе, где его притянули головой под брус, из-под которого он уже не вырвался. Боец примерился живо в то местечко, где расходятся звездой волосы, и, несмотря на кровь, нашел ого, ударил, и прекрасная, полная жизни скотина рухнулась и забилась головой, ногами, пока ему выпускали кровь и свежевали голову.
- Вишь, проклятий чорт, и упал-то не куда надо, - ворчал мясник, разрезая ему кожу головы».

Далее участники семинара делились своим собственным опытом и чувствами, касающимися вегетарианства и сострадания к животным. Прозаик Виктор Давыдов: «Проблема гуманного отношения к животным затронула мою жизнь, это очень близкая для меня тема. Моё детство прошло в деревне. Родители держали своё хозяйство. И когда кролик, за которым я ухаживал всё лето, осенью вдруг оказался у меня в тарелке, я не смог его съесть. Всё в моей душе противилось этому насилию. Мир представлялся мне чудесным, и в детстве я ходил по траве с большой осторожностью, чтобы не наступить на живое существо и не раздавить его. Сейчас я не вегетарианец в полном смысле слова, иногда ем рыбу или немного мяса, но это случается нечасто. Я борюсь с собой и стараюсь отказаться от животной пищи вообще». Студент МГЛУ Игорь Авдеев: «Я одно время очень увлёкся буддистской культурой, решил следовать ей и стал на путь вегетарианства. Это, в принципе, мне удалось довольно легко, организм быстро привык и ничего другого, кроме растительной пищи, есть не хотелось. Но стали возникать другие проблемы, когда я приходил в гости, то люди начинали предлагать мне мясо и очень обижались, если я не соглашался. Больше года я придерживался вегетарианства, но потом не смог противостоять такому вот общественному давлению и сдался, о чём теперь жалею». Художник Ирина Павлова: «Признаюсь, что я не вегетарианка. Но в нашей семье не принято было есть мясо, потому что мы жили скромно. И если могли позволить себя мясное, то крайне редко. Питались, в основном, растительными продуктами. В наше время жизнь большинства людей построена на том, что они едят мясо. И это я считаю проблемой. Я знаю, что от мясного рациона можно отказаться. Я много путешествовала по Индии, была в Непале, посещала королевство Мустанг. И мы с группой шли туда пешком, а это семьдесят километров по горам. Мы преодолевали по пятнадцать километров в день, путь занимал десять часов. И там мы были вегетарианцами уже по воле обстоятельств, потому что в пути у нас мяса не было, и мы могли питаться только рисом и овощными супами из пакетов, которые нам давали на стоянках. Мы тратили много энергии и сил, пробираясь через горы. И, тем не менее, я поняла, что человек спокойно может обходиться и без мяса даже в тяжелых условиях. Несмотря на то, что мы тратили много энергии, мы хорошо выглядели, чувствовали себя бодрыми и вдохновлёнными. Я почти не чувствовала усталости. По собственному опыту я могу сказать, что без мясной пищи человек вполне может нормально жить. Каждый человек, конечно, сам выбирает, быть ему вегетарианцем или нет. Думаю, прежде всего в этом выборе нужно придерживаться моральных позиций и задуматься о гуманности в отношении животных. Они ведь наши меньшие братья».

Подводя итог встречи, председатель ОЛРС А. Любченко сказал, что тема эта останется актуальной ещё долгое время. Люди станут по-настоящему гуманны, только когда достигнут такого сознания и духовного развития, при котором будет невозможно убийство животных и убийство вообще. Все участники семинара выразили надежду, что в будущем люди станут гуманнее и добрее, и человечество научится жить в гармонии с природой. Во второй части семинара в формате дружеского чаепития участники прочли рассказы, стихотворения, эссе и заметки о животных.

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы