ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / А завтра была война....

Заседание ОЛРС, приуроченное к 70-тилетию со дня начала Великой Отечественной войны

22 июня в клубе-ресторане ЦДЛ состоялась встреча Общества любителей русской словесности, посвящённая 70-летию начала Великой Отечественной войны. Эта война навсегда останется одним из самых трагических событий XX века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся для нас воспоминания о людях, которые защитили нашу страну и наше будущее от фашизма. Участники ОЛРС собрались, чтобы почтить память погибших, поблагодарить ветеранов за подвиг, который они совершили, и поговорить о творчестве фронтовых писателей.

Вечер ОЛРС открыл писатель, ветеран Великой Отечественной, председатель Совета ветеранов Союза писателей России – Михаил Артёмович Бурыкин. Он рассказал собравшимся о своём фронтовом пути, о том, как, будучи ещё мальчишкой, попал в партизанский отряд: «Когда началась война, мы с родителями жили в районе Брянска. А на фронт я отправился добровольцем в ноябре 1941 года. Мне тогда только исполнилось 13, непризывной возраст. Но я знал, что надо помогать людям, попавшим в немецкое окружение. Это были наши солдаты. Они несколько раз пытались пробить окружение боем, но ничего не получалось. И тогда подключились мы, ребята, стали их выводить. Потому что у нас это легко получалось, потому что мы – разведка. Тогда никто не думал о страхе. Была только одна мысль: как людям показать дорогу, чтобы они вышли к своим. Юных бойцов и партизан числилось более трёхсот тысяч. Я воевал в объединённом сельском отряде партизан. Это была южная группа брянских партизан, которая дислоцировалась в Орловской, Черниговской, Тверской, Курской областях. В 1943 году 270 партизанских отрядов были сформированы в бригады. Стало 60 бригад. Я оказался в курской бригаде, и мы выдвинулись навстречу центральному фронту. Потом были Курская дуга, форсирование Днепра, взятие Киева. Мне повезло, я выжил. А после этого меня направили в военное училище. В 1947 году я демобилизовался в звании капитана». Также Михаил Артёмович привёл данные о соотношении вооруженных сил Германии и Советского союза накануне Великой Отечественной: «Численность вооружённых сил нашего противника составляла 5,5 миллиона человек. В армии СССР насчитывалось 2, 9 миллиона. На начало 1942 года в Германии было 6, 2 миллиона военнослужащих, у нас 6, 1 миллион. Итак, за сравнительно короткий промежуток времени мобилизовался весь народ, вся страна, и численность наших войск увеличилась почти втрое». Также Михаил Артёмович ответил на вопросы слушателей и поведал любопытные истории из фронтовых будней: «Мой брат ушёл добровольцем в 17 лет. Он защищал Смоленск, Вязьму, Москву, потом прошёл Карельский фронт и Кирканесс, закончил войну в Осло. И он направил мне с фронта письмо через партизанские отряды через большую землю. И письмо пришло ко мне очень скоро в то самое место, где я тогда воевал. Вот представьте себе, сегодня от Ленинграда до Москвы письмо идёт целый месяц, а до Киева полтора. И это нужно ещё указать почтовый адрес, индекс. А в то время письмо было доставлено и вручено мне только по фамилии. Адреса на конверте не указывали, потому что не знали. Вот что такое сила дисциплины!»

Тема беседы участников вечера постепенно перешла к историческим реалиям. Некоторые участники высказывали своё мнение о причинах вторжения фашистских войск в нашу страну. Например, вице-президент международной организации жертв политических репрессий поэт Вильян Садыков выразил уверенность, что на ситуацию негативно повлияли Сталинские репрессии в вооруженных силах, и этим вызвано поражение Советских войск в начале Великой Отечественной. «Я капитан 3-го ранга в отставке, - сказал Вильян Садыков, - окончил высшее военно-морское инженерное училище. Теперь я занимаюсь научно-историческими исследованиями. По роду моей деятельности мне приходится часто работать в архивах, и я всегда плачу, хотя я моряк. В Великой Отечественной войне погибло 26,6 миллионов человек. А по официальным данным в СССР в результате сталинских репрессий было уничтожено 22 миллиона человек. В результате репрессий погибло многие офицеров». Своё эмоциональное выступление Вильян Садыков закончил стихотворными строками:

«Да я уверен и вполне, могло не быть войны,
Которой теперь мы празднуем итог.
И это мир поймёт нескоро.
Не впрок пошёл нам всем урок.
Ведь мы творцы, венцы вселенной!!
Мы победители Земли,
Забывшие, что все мы тленны,
Слепых людей поводыри».

Военную тему продолжил поэт и военнослужащий Евгений Попов. Он отметил, что не нужно романтизировать войну, потому что это тяжёлый труд и проверка на выживание. «Я воевал на трёх войнах, - добавил Евгений, - и хочу сказать, что на войне геройства и романтики очень мало. На самом деле это большое горе. И это нельзя забывать. Об этом нужно говорить Минуло семьдесят лет с начала Великой Отечественной. Из тех, кто защищал нашу Родину тогда, к сожалению, осталось очень мало. Евгений рассказал также историю деревни, где жил его знакомый профессор: «Когда объявили о начале Войны, все мужчины, которые жили в деревне, дружно пошли на призывной пункт и записались добровольцами. Не было такого, чтобы кто-то трусил, прятался. Не стоит говорить, что в те времена были только такие, как Сталин. Люди были очень патриотичны, не как сейчас, когда скрываются от призыва в армию», - подчеркнул Евгений Попов.

Наверно, нет в стране такой семьи, судьба которой не была бы в той или иной степени связана с Великой Отечественной. Отцы и деды уходили на фронт, бабушки и матери помогали в тылу. У каждого из нас в сердце хранятся свои воспоминания о той войне. И участники ОЛРС в своих рассказах были очень искренними, делились самым дорогим и сокровенным. Поэтесса Елена Полтавская рассказала о том, что её связывает с Великой Отечественной: «Мой дедушка воевал, и моя бабушка вспоминала, что ей прислали похоронку и написали, как он погиб. И у меня почему-то так сильно запечатлелось это в памяти, что когда я слышала песню «Нас оставалось только трое на безымянной высоте», мне казалось, что это песня была про моего дедушку. Что меня ещё связывает с войной?... Когда я училась в школе, мы очень часто писали сочинения на военную тему, используя литературные произведения. Среди этих литературных произведений была, конечно, поэзия Константина Симонова. И я считаю, что мы непростительно редко вспоминаем творчество этого поэта». Елена Полтавская очень трепетно и душевно прочла стихотворение Константина Симонова «Когда на выжженном плато».

Когда на выжженном плато лежал я под стеной огня,
Я думал: слава богу, что ты так далеко от меня,
Что ты не слышишь этот гром, что ты не видишь этот ад,
Что где-то в городе другом есть тихий дом и тихий сад,
Что вместо камня - там вода, а вместо грома-кленов тень
И что со мною никогда ты не разделишь этот день.
Но стоит встретиться с тобой,- и я хочу, чтоб каждый день,
Чтоб каждый час и каждый бой за мной ходила ты как тень.
Чтоб ты со мной делила хлеб, делила горести до слез,
Чтоб слепла ты, когда я слеп, чтоб мерзла ты, когда я мерз,
Чтоб страхом был твоим - мой страх, чтоб гневом был твоим - мой гнев,
Мой голос - на твоих губах чтоб был, едва с моих слетев....

....................

Поэт и журналист Владимир Коркунов познакомил слушателей с судьбой Сергея Петрова, погибшего на фронтах Великой Отечественной. Уже в 21 год Сергей Петров работал директором дома-музея крестьянина, в 25 директором школы, а в 27 его унесла война. Владимир Коркунов попросил собравшихся представить тридцатые годы прошлого века, небольшой провинциальный городок. Далее Владимир зачитал фрагмент своего очерка о Сергее Петрове: «В тридцатые годы прошлого столетия в Кимрах одним из излюбленных мест для чтения стихотворений был городской сад. Местные поэты, волнуясь, как встретят их слушатели, выходили на летнюю сцену и читали стихи. Им внимали, аплодировали, удивляясь точно найденному слову или неожиданной, зачастую, рабоче-крестьянской метафоре. Однако на каждом поэтическом выступлении зрители, по большому счёту, ожидали одного-единственного поэта. Вот как запечатлел его тверской литературный летописец Пётр Дудочкин: «Среднего роста, красавец с густым тёмно-русым чубом на пробор, в расшитой васильками русской косоворотке он запомнился мне очень жизнерадостным. Тогда на летней сцене городского сада с волнением читал:

Здравствуй, солнце
Здравствуй, золотое!
Дай мне руку светлую свою».

Жизнелюбивым поэтом, славящим в стихах юность и жизнь, был Сергей Иванович Петров. Сложение строк было для него естественной составляющей жизни. В дошедших до нас письмах Петров очень трепетно относится к своим строкам, по крупицам собирая несостоявшийся сборник. Однако стихи – это между прочим. Между чем и чем? Между жизнью? Карьерой? Любовью? Вероятно, между всем, объединившимся в душе и, как получается, в поэтическом пространстве. Но всё же, куда ни кинь, в ряды стихотворных строчек апрельская льётся теплынь. Это ещё и середина тридцатых, когда жизнь улыбалась Петрову яркими красками, и будущее было ему под стать: признание и известность в литературных кругах и у ценителей слова, затем создание семьи, дети, карьера. Но жизнь оказалась жестокой и, словно наотмашь, резанула по живому. Родившийся 18 августа в семейной паре Петровых, ребёнок не получил имени, появившись на свет мёртвым. А в это время с запада надвигалась иная угроза, беспощадная ко всему юному и молодому, да, впрочем, и всему остальному тоже. В год нерождения ребёнка Петров навсегда покинул родные места, оставив жену Киру воспитывать первенца, появившегося годом раньше, отправился защищать Родину. А летним днём почему-то хочется верить, что он успел перед смертью последний раз взглянуть на солнце. В 1941 году его и самого как пылинку сдуло, разрушив последние хрупкие мечты. В Старицком архиве обнаружились письма Петрова с фронта. Действительно, было с одной стороны и трогательно, с другой какое-то необыкновенное чувство охватывало при чтении этих строчек, когда написанными ручкой, когда написанными простым карандашом на уже выцветшей бумаге. Возникали сомнения в том, что он жил, для чего он жил. Его - учителя и директора школы - назначили помощником политрука. Однажды ему ответил Пимен Панченко, работавший в то время в «Красноармейской правде». Ответил тем, что его стихотворения и песни будут опубликованы в этой газете наряду с «Василием Тёркиным». Многие стихи Петрова были потеряны, да и не успел он, на самом деле, стать поэтом. Сохранившиеся строчки в основном из того периода, когда ему было 21-23 года. И сейчас я стараюсь найти, - отметил В.Коркунов, - во всех армейских газетах другие, более поздние стихотворения». Владимир Коркунов зачитал военное стихотворение, которое он обнаружил в одном из фронтовых писем погибшего поэта, и по которому, на взгляд Владимира, можно судить о творческом потенциале Сергея Петрова и глубине его дарования:

Враг будет бит.
Я в это утро встану на рассвете,
Ползёт в окно голубоватый дым.
Большое солнце ласково осветит
По-праздничному звонкие сады.

Листва в лучах дрожит и золотится,
В аллеях парка белый холодок…
Здесь строго всё:
Суровый знак границы,

Поток реки, бегущий на восток.
Здесь строго всё:
Развесистые клёны,
Лесная тишь, озябшие кусты…
Сегодня здесь, боями закалённый,

Октябрь приходит проверять посты.
В такие дни под пологом сосновым
Походка вражья быстра и легка,
Но отливает отблеском суровым
Литая сталь гранёного штыка.
И если враг границу нашу тронет,

Пусть это будет ночью или днём, -
Блеснут клинки,
Рванутся вихрем кони,
И вся страна заговорит огнём.

С полей большая ненависть повеет –
Качнётся мир от грозовых боёв…
Враг будет бит!
Мы защищать умеем
Страну свою, Отечество своё.

«Сергей Петров защищал своё Отечество и остался там на полях войны», - так, растрогавшись, закончил своё сообщение поэт Владимир Коркунов.

Поэтесса Нина Краснова напомнила, что нужно чтить подвиг не только тех, кто участвовал в боях, но и тех, кто помогал им из тыла: «Нас всех что-то связывает с этой Войной, даже тех, кто не воевал, - сказала Нина, - Мне о войне рассказывала моя мама, хотя она на войне не была. Во время войны она и её подруги работали на заводах, шили кисеты для бойцов, вязали носки и варежки и отправляли всё это посылками на фронт. В Рязани, где жила моя мама, как таковой войны не случилось, там немцы пробыли недолго. Мои литературные учителя тоже связаны с войной, они участники войны. Это писатель, профессор Евгений Долматовский, у которого я училась в институте. Он автор знаменитых военных песен: «В этом зале пустом мы танцуем вдвоём», «Рукой взмахнула у ворот моя любимая», «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы». Когда в лит.институте проходи вечера, посвящённые Дню Победы, он всегда приходил с медалями и орденами. И часто я вспоминаю ещё одного своего учителя, ветерана войны, поэта-фронтовика Николая Старшинова. И вот я помню, как он ждал от меня особенного стихотворения. Среди всех моих стихотворений оказалось одно про Великую Отечественную, от которого я была не в восторге из-за того, что оно, как мне кажется, получилось слишком хрестоматийным. Но Старшинов сразу за него ухватился. Оно ему понравилось, и он его печатал во всех военных антологиях. И Юлия Друнина, известная поэтесса, участник войны, прочитала это стихотворение на пленуме Союза писателей. Как раз в этом стихотворении я поднимаю тему, что участники войны – это не только те, кто непосредственно воевал, но и труженики тыла.

На лице мужчины шрамы видны,
На груди – медали и ордена
(вон за взятие Берлина дана),
Сразу видно – он участник войны.

Ну, а женщина, что шила кисет,
Что ждала твоих, Россия, сынов,
Что пахала, что стояла у станков,
Как – участница она или нет?

А старуха тех военных лет,
Что с мякиной ела лебеду,
Что врагам молила смерть и беду,
Как – участница она или нет?
....
Весь народ у нас участник войны.
И участница войны вся страна.

Ещё мама рассказывала мне о пленных немцах, которые участвовали в строительстве кинотеатра. И мама тогда почувствовала к ним сострадание. В мороз они шли все такие жалкие, в каких-то обмотках. Это были простые солдаты, которые, может быть, и не хотели воевать, но Гитлер послал их на фронт. Мама вспоминала, что это были молодые ребята, которые говорили ей, что их в Германии ждут жёны и дети. Люди – это просто люди со своими горестями и радостями. А войну устраивают политики. Простой народ не хочет воевать», - заключила Нина Краснова.

Даже спустя много лет война врывается в жизнь её свидетелей и участников невольными воспоминаниями. Когда закончилась Великая Отечественная, поэт Александр Десницкий был ребёнком, ему исполнилось два года. Вот что рассказал теперь Александр участникам литературного вечера ОЛРС: «С войной меня связывает несколько предметов и одно воспоминание. Предметы – это письма отца с фронта – всем известные треугольнички. Написаны они простым карандашом, а иногда даже углём. Но среди них есть два особенно интересных. Это было уже ближе к концу войны, когда наша армия перешла в наступление. Эти письма отец написал на берестяной коре. И их я очень берегу. А моё драгоценное воспоминание состоит вот в чём. Когда мне исполнилось двадцать лет, мне вдруг приснился двор моего детства: празднично накрытый стол, играет патефон, танцуют женщины. А я сижу на руках у мамы. И когда я проснулся, я тротчас побежал, разбудил маму и спросил её, что значит мой сон. А она ответила, что это был День Победы. Фронтовики – люди, преодолевшие страшные, очень тяжёлые воспоминания, были наполнены оптимизмом. Они верили в то, что построят хорошую жизнь. И эта волна добрых надежд сформировала наше поколение. Теперь мир изменился, и, мне кажется, люди стали другими. Когда я служил, было много острых моментов. Но воспоминания о ветеранах мне помогали. Я говорил себе: они выстояли, значит, сумею и я Спустя много лет я вспоминаю День Победы, и это воспоминание согревает мне душу».

«Всё дальше во времени остаётся День Победы. И для нас, внуков и правнуков, ветеранов Великой Отечественной, главное всегда помнить о них и не терять духовную связь с той эпохой», - подвела итог вечера секретарь ОЛРС Юлия Маринина На волне настроения для собравшихся прозвучала скрипичная музыка в исполнении музыканта Юлии Дюжиковой. А школьница и начинающий композитор Валерия Люговская подготовила литературно-музыкальный номер на основе повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». По окончании вечера студентка лит.института Мария Верстакова исполнила фронтовые песни на стихотворения своего отца поэта Виктора Верстакова. Также в литературном заседании ОЛРС приняли участие прозаики Эдуард Шульман, Анатолий Тумбин, Наталья Якушина, Андрея Объедков, Елена Яблонская, Ирина Леонова, Гарик Арозян, поэты Юлия Великанова, Сергей Красавцев, Светлана Пушкарёва, Ирина Сурнина, Сергей Сурнин, Александр Живов, Ольга Ильницкая, Елена Лабынцева, Алексей Шекоян, Дмитрий Дианов, Елена Арутюнова-Тарусская, Инесса Ильина-Фёдорова, Жанна Варнавская, Алексей Оболенский, Ольга Вильян, Евгений Попов, педагог Светлана Сидорова и другие. Председатель ОЛРС Алексей Любченко вручил гостям вечера памятные подарки. Обладателем букинистического двухтомника Л.Н. Толстого «Анна Каренина» стал Михаил Артёмович Бурыкин. Политический словарь издания 1919 года достался Вильяну Садыкову. Также были подведены первые итоги конкурса произведений ОЛРС. Лауреатом конкурса, согласно выбору жюри и читателей, стал писатель Николай Культяпов за статью «Защищая русской слово, мы защищаем Россию!». Николай проживает в Нижнем Новгороде и приз – литературная грамота Общества любителей русской словесности – будет выслана автору почтой. Статью Николая Культяпова можно прочесть на сайте olrs.ru в разделе «Конкурс».

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы