ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Твори добро! Отчёт о сентябрьском заседании ОЛРС

Твори добро! Отчёт о сентябрьском заседании ОЛРС

24 сентября один из красивейших залов клуба-ресторана ЦДЛ вновь стал гостиной для людей творческих профессий. Поэты, писатели, художники, композиторы и другие творческие участники Общества любителей русской словесности собрались на открытие нового литературного сезона. Литературно-музыкальный вечер был приурочен к выходу в свет иллюстрированной газеты «Беднота» - официального печатного издания ОЛРС. «Беднота» - это не просто газета, с помощью которой участники Общества могут выражать свои мысли и взгляды, у газеты есть своя особая миссия.

О миссии газеты «Беднота», её целях и задачах в своём вступительном слове рассказала учёный секретарь ОЛРС Юлия Маринина. Дело в том, что Общество любителей русской словесности посвящено Льву Николаевичу Толстому, а для писателя, также как и для участников Общества, самая главная и самая естественная душевная потребность состоит в христианском сострадании и помощи ближнему. Таким образом, газета «Беднота» нацелена на благотворительность. Издание распространяется за небольшую сумму (500 рублей). Все деньги, вырученные от продажи газеты, будут направлены в помощь нуждающимся для приобретения лекарств и продуктов. Причём каждый из покупателей газеты сможет узнать, кому именно были направлены средства за купленный им экземпляр.

Необходимо подчеркнуть также и художественно-литературные достоинства газеты «Беднота». В издании собраны не только статьи и рассказы участников ОЛРС, но и произведения классиков о доброте, смысле жизни. Все иллюстрации были сделаны профессиональными художниками.

Вдохновителем и издателем газеты выступил председатель ОЛРС Алексей Любченко.

Он отметил, что в наше непростое время, когда люди поглощены своими заботами, им порой некогда оглянуться и задуматься о тех, кто рядом, о тех, кто попал в беду. И поэтому тема благотворительности становится особенно актуальной. И каждый из нас, по мере своих сил и возможностей, должен стараться вносить свой, пусть даже скромный, вклад в общее дело помощи ближним.

Постоянный участник ОЛРС поэт Алексей Шекоян напомнил собравшимся, о том, что Россия всегда славилась благотворителями и предложил подробный экскурс в историю благотворительности на Руси. Вот некоторые выдержки из выступления Алексея:

«Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему — на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, для не способных к передвижению людей еду развозили на повозках.

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи - будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому - главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посёщали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей, была характерна для России вплоть до середины ХVI века, когда с чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло. Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. В начале ХIХ века в учреждениях императрицы ежегодно бесплатно обучалось около 10 тысяч девушек, в больницах бесплатно лечились более 20 тысяч бедных, а более чем 400 тысячам помощь оказывалась амбулаторно. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Известно, например, об отставном поручике С.Иванове, который пожертвовал обществу миллион рублей, и о князе П.Одоевском, отдавшем обществу свое имение.

В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. Всего в 1902 году в Российской империи было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году — 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов», - подвёл итог Алексей Шекоян.

Его выступление дополнила писательница и врач-психиатр Зинаида Михайловна Агеева-Завадская: «Доклад был бы полнее, если бы Вы назвали благотворительные больницы, открытые в Москве. Это, во-первых, больница имени Кащенко – сейчас Алексеевская. Это также и Боткинская больница, и 1-я градская, и 2-я градская».

Секретарь ОЛРС Юлия Маринина на одном из примеров также показала, что история России знает много добрых, бескорыстных людей, готовых всё отдать ближним: «Многие из участников ОЛРС читали книгу «Добрые люди Древней Руси» В.В. Ключевского. Среди прочих Ключевский рассказывает в своей книге о праведной Иулиании – она была женой зажиточного провинциального дворянина, потом овдовела. Её звали Ульяна Устиновна Осорьина. Она была обыкновенной простой женщиной, которая всю свою жизнь помогала бедным. Ульяна Устиновна жила очень скромно, потому что всё отдавала нуждающимся. Даже пищу она принимала всего лишь один раз в день, а завтрак и ужин относила голодным. Ночи напролёт она шила и пряла, затем продавала сделанные вещи, а вырученные деньги опять-таки раздавала нуждающимся. Нищелюбие не позволило ей быть запасливой хозяйкой. Дошло до того, что однажды в лютый мороз у праведной Иулиании не осталось даже шубы, чтобы согреться, и всю зиму она проходила в лёгкой одежде. В то время праведной женщине было уже 60 лет, она и сама уже обнищала. И когда случился сильный голод, она вынуждена была собирать траву и коренья, чтобы печь из них хлеб. И снова раздавала весь свой хлеб нищим. Окрестные помещики с упреком говорили этим нищим: «Зачем это вы заходите к ней? Чего взять с нее? Она и сама помирает с голоду». – «А мы вот что скажем, – говорили нищие, – много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нам так всласть, как хлеб этой вдовы – как бишь ее?» Многие нищие не умели и назвать ее по имени. Она и умерла вскоре по окончании голода, в начале 1604 года. По-моему, история праведной Иулиании очень созвучна со словами Л.Н. Толстого: «Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва», - поделилась своим мнением Юлия Маринина.

«Благо заключается не в том, что мы его делаем, а в том, что мы его не видим, - прокомментировала поэтесса Евдокия Ескина. – Женщина, о которой нам только что рассказали, она создавала и делала это благо, и она не думала о том, скольким людям она помогла. Благо не нужно считать и не нужно думать о том, сели ли тебе на шею или нет. Когда мы начинаем задумываться об этом, мы не создаём благо, потому что мы начинаем думать о самих себе, а разве это правильно?»

«Делая добро, не надо ждать для себя какой-то награды», - согласилась поэтесса Лидия Жарова, однако заметила, - творить благо надо разумно, а не так, что вот я сейчас пойду и всё своё раздам нищим, и сама обнищаю. Мне кажется, это уже крайности. Но нуждающимся людям обязательно надо помогать».

«Нищие приходили к праведной Иулиании, потому что чувствовали её искренность, что она всё это делает от души, - добавила поэтесса и преподаватель экологии Татьяна Шведовская, - а у других людей они не могли брать хлеб, потому что чувствовали к себе или презрительное, или высокомерное отношение».

«На самом деле, в «Сказании об Осоргиной», которое цитируется у Ключевского, есть, на мой взгляд, достаточно чёткое указание, что хлеб был сладок не потому что, она его пекла, а потому, что она его пекла с молитвой», - дополнил поэт Сергей Князев.


Праведная Иулиания во время голода подает милостыню нищим

Писатель, кандидат исторических наук и монах буддистского ордена Феликс Шведовский недавно вернулся из паломнической поездки по Тибету и рассказал собравшимся о том, как обстоят дела с благотворительностью и помощью нуждающимся в этой стране. «Буддизм смотрит на благотворительность очень просто, - начал свой рассказ Феликс, - «Буддистский монах» в переводе означает "нищий". То есть, чтобы начать помогать бедным, надо прежде всего стать одним из них. Мать Тереза говорила, что пока мы оказываем благотворительность и возвращаемся в своё уютное жильё, это не настоящая благотворительность. В такого рода благотворительности присутствует некое лицемерие. А если мы станем одним из тех, кто нуждается – это нечто совсем другое. И пример праведной Иулиании ярко свидетельствует об этом. Например, в Тибете, где главенствующая религия – Буддизм, отношение людей друг к другу основано на сострадании. И это сострадание подразумевает, что нужно стать таким же, как и другой человек. И существует другая модель отношений – это Китайская модель. Китай облагодетельствует себя: там строятся хорошие дороги, в жизнь внедряют технические достижения цивилизации, но в итоге настоящая самобытная культура исчезает, а взамен неё приходит массовая культура: торговые центры, развлекательные дискотеки. И Тибетцы в Китае перестают быть самими собой, теряют свою душу. Вот что происходит из такого подхода, когда мы оказываем кому-то благодеяние свысока.

Нужен совершенно другой подход. Это есть и в Христианстве. Христос говорит: Будьте как птицы небесные, они не сеют, не жнут, а пропитание себе находят. То есть не надо стремиться зарабатывать себе на жизнь, надо быть нищим. Но что значит быть по-настоящему нищим? Это не означает сидеть и ждать, когда вам подадут. Это значит, что человек внутренне привязан к богатству. Настоящий нищий – тот, кто всё своё отдаёт нуждающимся. Именно поэтому он нищий, потому что отдал последнее. И поскольку у людей возникло неправильное понимание заповеди, о которой говорил Христос, они стали нищими, но ждущими, что им всё время дадут. Тогда появился Протестантизм, который начал учить, что надо всё-таки трудиться. Также хочу сказать о своём путешествии, что перед Тибетом, я посетил ещё и Непал. И там есть удивительный святой человек – совсем молодой, который в пятнадцать лет взял и вообще перестал есть и пить. Его называют ещё маленький Будда. Он не принимает пищу и воду уже в течение шести лет. Об этом человеке снят фильм телеканалом Discovery, его феномен исследовали учёные. Смысл поступка этого удивительного человека в том, что он полностью отказался от еды и питья в пользу других людей. То, что он мог бы съесть и выпить, он пожертвовал нуждающимся».


Лев Николаевич Толстой по дороге из Москвы в Ясную Поляну

Далее разгорелась оживлённая дискуссия о том, насколько актуальна в настоящее время проблема бедности и благотворительности, кто, каким образом и в каких размерах должен оказывать помощь неимущим людям.

«Благотворительность нужна всегда и во все времена. Я думаю, что если коротко сформулировать, то творить благо нужно только по отношению к хорошим людям, - заметила поэтесса и преподаватель Марина Соколова, - Надо сначала выяснить, каков человек, а потом проявлять благотворительность».

«Но если человек уже буквально умирает от голода, и у нас нет времени выяснить его моральный облик, что же тогда делать? Нам что же нужно пройти мимо человека, который в беде?» – задал вопрос студент РГГУ Алексей Вяземский.

«Христианский постулат призывает нас помогать всем», - напомнила поэтесса Лидия Жарова. Её поддержала поэтесса Ольга Журавлёва, она отметила, что само понятие "благотворительность" буквально означает «благо творить». И поэтому благотворительность надо не обращать к кому-то, не рассчитывать на благодарность или отдачу, а надо делать благо каждому естественным образом. Если каждый будет делать хоть что-то хорошее по мере своих возможностей, тогда на этом фоне будет крайне неуместно быть корыстным и безучастным, и люди будут стремиться к добрым поступкам.

«Но если человек делает доброе дело под влиянием общества, то это не может считаться полностью бескорыстным поступком, - заметил один из участников заседания, - ведь ещё И. Кант говорил, что по-настоящему бескорыстный поступок лишь тот, который не подразумевает никакой выгоды – ни моральной, ни материальной».

«Есть очень знаковое произведение Булгакова, где один из героев говорит: «Я часть той силы, которая вечного хочет зла, а сотворяет благо», - дополнила Марина Соколова. – Даже из уст такого, казалось бы, отрицательного персонажа звучат такие слова. Я говорю это как бы в противовес нынешнему обществу, которое часто не хочет понимать людей, которые бескорыстно помогают нуждающимся, или почему-то считает таких людей странными».

«Творить благо злыми методами – это неправильная позиция», - возразил поэт Сергей Князев.

«Благо – это высшая степень бытия. Человек богат именно тогда, когда отдаёт», - пояснила Ольга Журавлёва.

«Но, к сожалению, массовая литература сейчас ориентирована на эгоистические настроения. К тому же государство сейчас отстраняется от помощи и призывает людей заниматься благотворительностью в частном порядке, - отметила Лидия Жарова. – Но во всём, на мой взгляд, должна быть золотая середина. И в обществе люди должны помогать друг другу, но государство тоже для того и создано, чтобы оказывать помощь людям, а оно всё больше и больше удаляется от этих проблем».

Участники вечера пытались разобраться с тем, какие категории граждан нуждаются в помощи в первую очередь. Поскольку найти быстрое решение такой комплексной проблемы как бедность практически невозможно, то участники ОЛРС пытались хотя бы обозначить направление своих действий.

Писатель-публицист, член Союза писателей России Валентин Осипович Осипов отметил: «Друзья мои! Сегодня в России 13% людей, живущих не за чертой бедности, а за чертой нищеты. Такое слово, как «нищета», к сожалению цитируется только в узких научных кругах, потому что оно ужасающее. Мы можем здесь много говорить, но проблемой бедности должно озаботиться наше правительство. Не только мы, многие страны прошли через это. В частности в Америке в 1960-х годах Джон Кеннеди провозгласил десятилетие борьбы с бедностью. У нас приближаются выборы президента, и я только что прослушал доклад Дмитрия Анатольевича Медведева по этому поводу. Также я читаю много газет с высказываниями лидеров политических партий. Но среди них не могу никого припомнить, кто бы говорил о мощном слое бедности в нашей стране. Слово «бедность» в речи государственных деятелей, за редким исключением, никогда не услышишь. По мнению нашего правительства, у нас в стране всё хорошо. Но в то же время наш президент недавно сказал: «Мы ничего не скрываем от народа». Как это можно понять? То есть мы должны заботиться о себе сами. Мне вспоминается древняя мудрость, которая звучит примерно так: не обязательно давать нищему денежку на рыбу, но нужно дать ему удочку и научить эту рыбу ловить. Но мы почему-то забыли об актуальности этой мудрости. И много ли на страницах газет сейчас есть информации о том, что делают писатели, чтобы бороться с бедностью? Я говорю, по меньшей мере, об общественном призыве. Что мы делаем: статьями ли, призывами ли? А ведь 13% живут за чертой бедности. Я хочу напомнить три имени наших великих предшественников – классиков. Антон Павлович Чехов! Вспомните его борьбу с голодом и поездку на Сахалин. А беспримерное мужество Льва Николаевича Толстого, который в голод организовал на несколько уездов бесплатные столовые и раздачу продовольствия. И, наконец, Михаил Александрович Шолохов в 1933 году, когда был сильнейший голод не только на Украине, написал письмо Сталину об истинной ситуации на Дону, и что виноват в этом не только неурожай, но и «выкачка хлеба» во что бы то ни стало – дальше сложный момент – потому что нужно было собрать средства для индустриализации. Без индустриализации страна бы не выжила. Но из-за голода не выжили десятки миллионов людей. Шолохов смог организовать для трёх районов Дона (а это в общей сложности 100 с лишним тысяч человек) помощь зерном. Итак, общественность должна повлиять на государство, чтобы оно, как минимум, организовало десятилетие борьбы с бедностью. Предлагаю по итогам нынешнего заседания написать правительству соответствующее письмо. Также мы - писатели должны как можно более энергичнее воздействовать на общество словом, призывать людей к доброте и состраданию».

Поэт и педагог Александр Викторович Десницкий предложил участникам вычленить наиболее важные и животрепещущие проблемы, которые следует осветить в письме. «В ближайшем будущем, я считаю, над нами довлеет очень серьёзная опасность, на которую мы почему-то не обращаем внимания, это детская беспризорность. Это миллионы детей, выброшенных на улицу. И заметьте, такая ситуация сложилась не после гражданской или отечественной войны, а в мирное время. Бесприютная жизнь может извратить душу ребёнка и сделать его в будущем преступником. На мой взгляд, в первую очередь, надо обратить самое пристальное внимание на ситуацию с беспризорниками».

«Проблем, действительно, очень много! Здесь и проблема нравственности, и проблема социальной неустроенности, – добавила Зинаида Михайловна Агеева. – Но мы не должны опускать руки, мы должны стараться прилагать все наши силы, чтобы хоть немного исправить ситуацию».

Предложение с письмом правительству, в котором были затронуты основные проблемы бедности и благотворительности, поддержали многие участники ОЛРС. Но также все собравшиеся отметили, что главное – это действовать уже здесь и сейчас, начать пусть даже с небольшого вклада во всеобщую копилку добрых дел. Именно для этого и предназначена газета Общества любителей русской словесности. Ведь вся сумма от продажи газеты «Беднота», будет направлена на покупку лекарств и продуктов нуждающимся людям.

«Беда нашего общества в том, что следуя известной формулировке: кто словом владеет, тот владеет умами, сейчас владеют умами те, кто словом владеет вопреки самому слову. Ведь самый известный писатель это не всегда самый правильный, самый «наш» писатель. Поэтому мы – писатели в неоплаченном долгу перед самими собой. Мы часто пишем просто «в стол» и не находим отдачи в издательствах, но главное, чтобы наши мысли дошли до читателей. И, наконец, у нас появился настоящий вестник - газета «Беднота». Я обратила внимание, что здесь представлены актуальные статьи, рассказы, хорошая поэзия. И я готова активно участвовать в работе нашей газеты «Беднота»», - сказала Ольга Журавлёва.


Мать Тереза кормит голодающих

Лидия Жарова зачитала собравшимся советы матери Терезы, которые Лидия специально вклеила в свою записную книжку: «Да, люди неразумны, непоследовательны, эгоистичны. И всё же люби их!» Трудно это делать, действительно трудно, - призналась Лидия, - и я не могу сказать, что всегда следую этой заповеди на сто процентов. «Если ты делаешь добро, люди обвинят тебя в затаённой корысти, - писала мать Тереза, - И всё же твори добро! Если тебе сопутствует успех, ты наживёшь мнимых и действительных врагов. И всё же преуспевай! Добро, сделанное тобой, будет завтра позабыто. И всё же твори добро! Искренность и открытость сделает тебя уязвимым. И всё же будь искренним и открытым! То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновение. И всё же строй! Люди нуждаются в помощи, но они же станут упрекать тебя за неё. И всё же помогай людям. Отдай им самое лучшее, что ты имеешь, и ты получишь жестокий удар. И всё же отдавай им всё самое лучшее, что у тебя есть. Чем больше будет положительной отдачи от наших заседаний, тем лучше», - заключила Лидия Жарова.

Во второй части заседания звучала классическая музыка и авторские композиции в исполнении композитора и руководителя издательства «Волшебный фонарь» Владимира Ерохина и поэта-музыканта Дмитрия Окунева. Участники делились друг с другом своим творчеством, читали стихотворения о христианской любви, о Родине, о значении и силе печатного слова.

В заседании участвовали: писатели Зинаида Агеева, Екатерина Безбородникова, Андрей Объедков, Валентин Осипов, Феликс Шведовский, Светлана Пушкарёва, поэты Александр Десницкий, Евдокия Ескина, Ольга Журавлёва, Александр Карпенко, Сергей Князев, Евгения Коробкова, Ирина Макарова, Ольга Яковлева, Елена Полтавская, Ольга Разумкова, Константин Струков, Людмила Суровова, Наталья Ясницкая, Алексей Шекоян, Татьяна Шведовская, Лидия Жарова, Марина Соколова, музыканты Владимир Ерохин, Дмитрий Окунев, Владимир Фонарёв и другие.

Также прошло награждение сентябрьского победителя конкура произведений ОЛРС. Победителем, по единогласному мнению жюри, стал Марат Валеев за его рассказ «Воробушек». Суть рассказа в том, что любая жизнь, даже жизнь крохотного существа, является абсолютной ценностью. Марат живёт в городе Красноярске и, к сожалению, не успел приехать на литературное заседание ОЛРС, но прислал участникам приветственное письмо, которое было зачитано:

«Сердечно приветствую всех участников очередного заседания Общества любителей русской словесности! Очень благодарен членам взыскательного жюри за присуждение мне победы в интереснейшем литературном конкурсе Общества и крайне сожалею, что не имею возможности присутствовать на сегодняшнем литературно-музыкальном вечере, где состоится не только подведение итогов конкурса, но и пройдет наверняка очень интересное знакомство со вторым номером газеты «Беднота» и обсуждение его содержания.

Я желаю всем вам, уважаемые коллеги, любители и профессионалы русской словесности, дальнейших успехов в вашей благородной деятельности, высоких достижений не только в литературной, но и в иных видах деятельности, которой вы увлечены на благо нашей великой многонациональной Родины – России, во все времена славящейся своей высокой духовностью! Счастья вам, здоровья, и конечно же, любви – всем, независимо от возраста!

Надеюсь, что когда-нибудь мне все же посчастливится побывать на ваших мероприятиях. Глубоко уважающий вас, ваш Марат Валеев. 24.09.2011.. г. Красноярск»

Марату Валееву за победу в конкурсе ОЛРС почтой будут высланы следующие призы: - Букинистический трёхтомник «Силуэты русских писателей» - Серебрянный знак Общества любителей русской словесности. А конкурс произведений нашего Общества продолжается. Все подробности смотрите на нашем сайте OLRS.RU в разделе конкурс.

Также на сентябрьском заседании ОЛРС был произведён розыгрыш очередной литературной лотереи. Обладателями ценных букинистических изданий стали: 1. Людмила Суровова – книга Константина Паустовского «Северные рассказы» (1939 год) с автографом автора. 2. Ольга Яковлева – иллюстрированный журнал «Огонёк» (1913 год). 3. Ирина Макарова – «Два года с Л.Н. Толстым. Записки бывшего секретаря Л.Н.Толстого Н.Н. Гусева». 4. Евгения Коробкова – «Высший курс русской грамматики». 5. Алексей Шекоян – «Полное собрание сочинений А.С. Пушкина в 2-х томах». (1916 год).


Благотворительная газета ОЛРС «Беднота».

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы