ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать….»

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать….»

24 декабря состоялось литературное заседание ОЛРС «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», посвящённое творчеству А.С. Пушкина. В начале заседания секретарь ОЛРС Юлия Викторовна Арешева отметила, что говорить о Пушкине в полной мере и очертить масштабность его дарования невероятно трудно, как раз по причине обманчивой лёгкости этой задачи. Также Ю.В. Арешева зачитала выдержки из статьи поэта Аполлона Григорьева «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» 1959 года: «А Пушкин - наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами». Ю.В. Арешева отметила, что многие положения данной статьи остаются актуальными и сегодня. Прикоснуться к судьбе великого поэта, осмыслить различные грани его творчества участникам заседания помогли гости. И первый из них доктор филологических наук, историк русской литературы и профессор литературного института им. А.М. Горького Юрий Минералов очертил основные вехи творческой биографии поэта, а также отметил его выдающуюся роль в становлении современного русского литературного языка. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Виктор Мирославович Гуминский рассказал о своём опыте работы в институте, связанном с организацией выставок, посвящённых памяти Пушкина, а также изучением быта и повседневного окружения поэта: «Пушкин, действительно, наше всё. Кажется, что это высказывание стало очень расхожим. Но мне лично пришлось убедиться в том, насколько важную роль это высказывание играет в нашей жизни. В конце 1990-х годов у меня были тесные связи с немецкими славистами. Так случилось, что в юбилейный год двухсотлетия со дня рождения Пушкина была также юбилейная дата для Гёте – 250 лет со дня рождения. И немецкие коллеги предложили мне, в сотрудничестве с институтом Гёте, создать передвижную выставку, которая должна была проехать по всей Европе. Выставка называлась "Гёте и Пушкин" в каждодневности. И когда я спросил своих зарубежных коллег, какого рода артефакты они планирую экспонировать, они ответили, что у них выпускалось много замечательных вещей, посвящённых Гёте, например, чернильница с его профилем, денежные купюры с его силуэтом и так далее. А самая большая коллекция предметов, посвящённых Пушкину, хранится у нас, как ни странно, не в Пушкинском музее, а в музее истории Москвы. И когда я увидел эту коллекцию, я на целый день погрузился в любование, думаю, что такого рода предметов, которые так или иначе связаны с образом поэта, вы и представить себе не можете! Чего там только не было: и бутылки с этикеткой "Пушкин", которые использовались в сибирской армии Колчака, и папиросы "Пушкин", которые в Советской армии были очень популярны, и ларцы, ларчики с героями произведений поэта и, например, чернильница в форме головы Руслана, героя поэмы «Руслан и Людмила», и спичечные этикетки, всякого рода эмблемы и сумки с силуэтом Александра Сергеевича, и великое множество других бытовых предметов. И когда я снова созвонился с организаторами выставки, я спросил у них, сколько именно предметов с изображением Гёте они могут предоставить для экспозиции. Они ответили, что 34. А в моём списке насчитывалось 350 различных экземпляров, и я мог продлить этот список до 500. И это как нельзя лучше показывает, что Пушкин проник в каждую сферу нашего быта. - В.М. Гуминский отметил, что в нескольких словах охватить всё, что связывает нас с Пушкиным, очень сложно, и продолжил рассказывать о своём опыте. - Один из западных коллег сказал мне, что Русская литература – это великая литература, но самая маленькая среди Европейских. Я удивлённо спросил его: почему? Понимаете, Русская литература самая короткая: от «Слова о Полку Игореве» до Солженицына (последним классиком он считал Солженицына) – это всего лишь несколько десятков имён. А вот в немецкой литературе около трёхсот имён, поэтому и специалисты-литературоведы в Германии только по периодам, среди учёных нет масштабного охвата. Просто в силу нашего своеобразного высокомерия у нас только первый ряд – самые талантливые писатели – входят в историю русской литературы, а в Германии и поэты, писатели второго-третьего уровня также включены в список важных и изучаемых авторов. Так что русская литература вовсе не короткая и, как известно, она начинается задолго до «Слова о полку Игореве» и продолжается после Солженицына. И тут мне вспоминается наблюдение писателя Сергея Павловича Залыгина, что русская литература Нового Времени, того, что мы называем Золотыми веком русской литературы, началась почти мгновенно. Судите сами, 1799 год – Пушкин, 1805 – Веневитинов (в любой, уважающей себя, литературе должен быть гений, который не раскрылся), 1814 – Лермонтов, вплоть до 1828 года рождались талантливые личности. И ведь никому не приходило в голову то, что пришло в голову писателю, что у всей великой русской литературы могла бы быть одна мать, если она в 17 лет родила Пушкина, то в 48 лет вполне могла бы родить Льва Толстого. Это своего рода Божественное – Софийное женское начало русской литературы. Но на самом деле меня всегда смущало и неприятно поражало, что людей интересует личная жизнь и интимные тайны поэта. Когда я работал в редакции литературного журнала, мне присылали великое множество статей о потаённых романах Пушкина. Есть две темы, которые интригуют русского человека. Во-первых, это новые переводы «Слова о полку Игореве», и, во-вторых, разгадывание личных тайн Пушкина. Я всё же считаю, что нужно подниматься к творчеству поэта, и воспринимать его, и оценивать только по его произведениям. После знаменитого разговора Николая 1-го с Пушкиным, царь сказал: сегодня я разговаривал с самым умным человеком России. И характерно, что в этом высказывании государь оценил масштаб личности поэта. Мы все довольно часто повторяем, что история не знает сослагательного наклонения. Вот что писал на этот счёт Пушкин: «Не говори: это не могло быть иначе. Коли б это была правда, тогда бы историк был бы астроном, и можно было бы предсказывать исторические события в жизни человечества, как в календарях, как предсказывают солнечные затмения. Но Провидение не алгебра, ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик. Он может видеть общий ход вещей и делать на основе этих обширных заключений часто оправданные явления. Но невозможно ему представить случая – обыкновенного орудия Провидения», - подвёл итог своего выступления В.М. Гуминский.

Тему заседания продолжила доктор наук, академик Петровской академии наук и искусств Лидия Леонидовна Графова. Она рассказала о своём Пушкине: «Я долгое время работала гидом и встречалась в университетах с молодыми иностранными студентами. И меня, поверьте, всегда просили: «прочитайте Пушкина на русском языке! Мы хотим послушать музыку поэта и, наконец, понять, почувствовать его душу». И я тогда поняла, что мы все - частица Пушкина!» Л. Л. Графова, как профессор и педагог, приготовила для участников и гостей заседания лекцию, посвящённую памятникам и постаментам, установленным в честь Пушкина. Л.Л. Графова сделала хронологический обзор возведения памятников поэту в России, странах СНГ, а также за рубежом, подробно и интересно описала историю создания каждого памятника, затем продемонстрировала фото-галерею самых примечательных монументов и организовала игровой конкурс на определение лучшего памятника поэту.

Памятник А.С. Пушкину и Н.Гончаровой в Ханты-Мансийске

Писательница Лидия Павловна Жарова -постоянная участница ОЛРС - поделилась с присутствующими своей радостью: «Из Общества российских книголюбов мне по воле случая попала в руки удивительная книга «Пушкин потомок Рюрика». Обычно в энциклопедиях указывается, что род Пушкиных имел взлёт, начиная с 14-го века. Но это совсем не так, если верить той книге, которая попала мне в руки. Я прочитала, и мне показалось, что написанному можно доверять. Родословная Пушкина восходит к Рюрику, который умер в 879 году. Автор Лариса Черкашина пытается доказать, что Пушкин потомок Рюрика, князя Игоря, Святослава, Владимира Красного Солнышка, Ярослава Мудрого, Александра Невского и так далее. Что касается роли Пушкина в истории России, то здесь мне хочется вспомнить любимого мной историка Василия Иосифовича Ключевского, который держал речь на торжественном собрании Московского университета в день рождения Пушкина 6 июня 1880 года. Ключевский считал, что Пушкин – явление историческое, как наиболее выразительный образ известной эпохи. При каком угодно взгляде на Пушкина за ним останется страница в нашей истории. В «Капитанской дочке», по мнению Ключевского, больше истории, чем самой истории Пугачёвского бунта. «Арап Петра Великого», «Дубровский» - представляют собой коллекцию художественно-исторических портретов, ряд их замыкается современником Пушкина Евгением Онегиным. Ключевский размышляет, кем стали Онегины после 1825 года (восстания декабристов) и приходит к выводу, что они стали разочарованными Чацкими. То есть Пушкинские образы продолжаются в литературе. Можно дивиться верности глаза Пушкина. Пушкин – мемуарист, но ещё и историк. И его значение для нашей историографии очень велико. О Пушкинской манере писать Ключевский высказывался следующим образом: «Лёгкое дело – тяжело писать и говорить; но легко писать и говорить – дело тяжёлое»», - закончила своё выступление Л.П. Жарова.

Писательница и студентка Литературного института Елена Яблонская сделала интересное сообщение на тему дружбы в жизни Пушкина. А писательница Татьяна Юрьевна Медиевская поделилась с присутствующими наблюдениями, касающимися роли роковых случайностей в судьбе поэта. «Александр Сергеевич Пушкин был и остаётся символом нашей национальной идентичности. Он создатель русского литературного языка, который сейчас переживает непростые времена, поэтому обращение к творчеству Пушкина всегда будет актуальным», - подвёл итог первой части заседания председатель ОЛРС Алексей Любченко.

Портрет А. С. Пушкина. 1836 – 1837 год. Художник И.Л. Линев

Во второй части заседания ОЛРС Доктор исторических наук Лидия Александровна Соколова-Сербская провела для гостей увлекательную экскурсию в мир моды Пушкинской эпохи. С помощью плакатов Л.А. Соколовой-Сербской удалось передать сочность красок и яркость цветов, которую видел сам Александр Сергеевич Пушкин. «19-й век для историков костюма это 1805 год – эпоха Ампир. И, конечно, Александр Сергеевич ещё маленьким мальчишкой эту моду застал. Это были удлинённые платья с завышенной талией. Александр Сергеевич копировал в манере одеваться Байрона – известного английского поэта. Конечно, Александр Сергеевич следовал моде, причём делал это довольно скрупулёзно, - подчеркнула Л.А. Соколова-Сербская и уточнила, - очень интересные высказывания по этому поводу мы находим в его романе «Евгений Онегин»:

«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил...
И из уборной выходил
Подобно ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад….»

Вообще, тема Евгения Онегина оказалась очень популярной среди участников заседания. Вспоминали героев романа, размышляли о том, кто был прообразом Татьяны и Евгения, а поэтесса Марина Соколова очень взволнованно и эмоционально прочитала знаменитое письмо Татьяны. Также участникам ОЛРС, несомненно, запомнилось мощное и выразительное прочтение свободолюбивой лирики Пушкина поэтом Александром Карпенко. Певица Ольга Кузмичёва-Дробышевская нежно и трогательно исполнила романсы на стихи Пушкина. Участница московского хора ветеранов «От всей души» Анна Сергеевна Трифонова тоже порадовала слушателей своим искренним душевным пением.

Наверно, каждый из людей искусства в своих произведениях так или иначе отдал дань памяти и творчеству А.С. Пушкина. На заседании прозвучало как никогда много поэзии. Молодая поэтесса Дарья Буравлёва подчеркнула, что Пушкин, безусловно, гений и со времён Пушкина не рождалось человека, равного ему по вдохновенности таланта и силе духа. Дарья прочитала своё стихотворение «Когда приходят гении»:

Зачем приходят гении на свет?
Чтоб светом быть, чтоб людям дать ответ
На тот вопрос, что Пробуждённый им даёт
Кто я таков? Куда иду? Зачем?
Свободен ли? Деталь ли я систем?
Что значит тьма? И почему в рассвет
Я чувствую, как тает в сердце лёд?
Высока уготовлена ступень всем,
Не боящимся смешать и ночь и день.
Не мне таких судить! И точно уж не вам!
Шагают они рядом, к небу прикасаясь....

Поэт Игорь Мухин представил книгу авторских стихов под названием «Моя Пушкиниада». И. Мухин подчеркнул, что для поэтов, пишущих на русском языке, Александр Сергеевич это идеал, мимо которого в своём творчестве не может пройти ни один автор. Также И. Мухин зачитал одно из своих стихотворений, в котором размышляет о том, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он родился в наше время.

А студентка Высших литературных курсов Литературного института Марина Королькова настолько увлечена творчеством Александра Сергеевича, что часто видит поэта в снах, и свои впечатления она выразила в поэзии:

Усталость. Сон. Сквозной тоннель. Вдруг Пушкина виденье. Касание руки моей губами. Наважденье. Зову с собой его на свет. Улыбка Виноватая. Словесного ответа нет. И руки уж разжаты. Темно. Кумир? Нет. Более! И ближе, И дороже! Но руки мои подняты, и он ко мне не может.

Также в заседании ОЛРС принимали участие поэты и писатели: Жанна Лошманова, Жанна Варнавская, Ольга Суркова, Андрей Янков, Ирина Сучкова, Александр Дыбин, Юрий Шестаков, Нина Успенскач, Владимир Левченко, Зинаида Агеева, Александр Десницкий, Марина Кобзева, Лера Зайкова, Лия Мишкина, Феликс Лапин, Анна Папушкина, Людмила Попова, Николай Терещук, Любовь Полынова и многие другие.

По традиции, после окончания заседания среди самых активных участников и гостей была проведена литературная лотерея ОЛРС. Счастливым обладателем главного приза (книги «Евгений Онегин» 1837 года издания) стал молодой поэт Владимир Левченко. Владимир участвовал в литературном заседании ОЛРС впервые. Владимир уже почти год следит за деятельностью Общества и читает все новости и отчёты на сайте. И вот, наконец, у Владимира появилась счастливая возможность лично принять участие в заседании. Для того, чтобы попасть на заседание ОЛРС молодой поэт специально приехал из города Ульяновска, где он живёт. Второй приз - седьмой том из собрания сочинений А.С.Пушкина 1903 года издания - был вручён поэтессе, члену Союза писателей России Лилии Мишкиной. Третий приз - увлекательный сборник «Письма женщин к Пушкину» - достался поэту Юрию Шестакову.

А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» 1837 год издания. Главный приз литературной лотереи ОЛРС 24 декабря 2011.

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы