Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Покровский храм

Тотемская земля Вологодской области – это моя малая родина и я горжусь, что земляки сумели сохранить имеющиеся и воссоздать ранее разрушенные временем многие сотни памятников истории и архитектуры, которые сегодня в XXI веке радуют своей красотой не только жителей Вологодчины, но и гостей - множественных российских и даже иностранных туристов. Без сомнения к таким памятникам можно отнести величественные и святые храмы, церкви украшенные творениями рук настоящих мастеров кисти XVI-XVIII веков старинными фресками, иконами и иконостасами.
Особое место среди них занимает Покровский храм, возведенный на левом, высоком берегу величавой реки Сухоны в селе Усть-Печеньга. Из архива Тотемского краеведческого музея мне удалось узнать, что еще в 1623 году в маленькой, глухой деревне была построена деревянная церковь. Ее окружали всего несколько небольших домов, в которых жили 8 мужиков, 13 баб и 14 ребятишек. Название свое селение получило еще в конце XV века оттого, что разместилось напротив впадения в нее небольшой лесной речки Печеньга.
Народ в ту пору был благоверный и по зову сердца в строительстве храма принимали участие жители всей округи. Есть поверье, передающееся местными жителями, что указ построить на этом месте храм дал сам Иван Грозный, останавливавшийся здесь на отдых в одном из своих водных переходов в Великий Устюг. Ведь именно в период его правления в конце XVI века по реке Сухоне проходил важный для Руси торговый путь к Белому морю, после заключения в 1555 году торгового договора с Англией.
Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен старый храм, об этом в исторических документах ничего не сказано. Лишь из клировых записей 1900 года можно узнать, что ныне существующий уже каменный храм построен в 1781 году на деньги местного купца Алексея Волокитина и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта дата считается годом рождения Усть-Печеньгского храма.
По историческим записям известно, что неотапливаемая часть здания Покровской церкви, которую называют летним храмом, осталась нетронутой с тех самых времен и, что её архитектура, сохранившийся иконостас представляют собой один из образцов «тотемского барокко». Впоследствии, через 120 лет храм достраивался, и к нему были пристроены два теплых придела и колокольня. Средства на столь благое дело выделил петербуржец Павел Пожарский, являющийся одним из потомков знаменитого предводителя народного ополчения 1612 года. Так общими усилиями местных жителей, на средства добрых людей храм приобрел нынешний вид.
В летописи храма отмечается, что в 1897 году в его приделах были устроены и два мраморных иконостаса. Кстати, служители Вологодской епархии и простые прихожане отмечают, что подобной красоты на Вологодчине больше нет. И еще, по их мнению, столичные благотворители делали иконостасы на свой вкус. Многие мастера русского севера писали иконы в классическом стиле, поэтому при взгляде на них очень легко может возникнуть впечатление, что стоишь в одном из храмов Санкт-Петербурга.
Необходимо сказать, что храм не подвергался поруганию в годы советской власти. Видимо, помогла удаленность от больших городов, да чувство веры местных жителей. А о тех временах распространена местная легенда рассказывающая, что тогдашний настоятель храма отец Философ учился в университете вместе с Лениным, и когда стали церкви закрывать, написал в прошение в Москву и храм портить не стали.
Добавлю информацию из писцовой книги, в которой отмечено, что храм закрывался лишь с 1938 по 1943 годы, когда в нем было устроено зернохранилище. И в этот раз жители Усть-Печеньги не допустили разорения святилища: всю утварь разобрали на хранение по домам, а заведующий зерноскладом пожилой инвалид Иван Корепин был человек верующий и не допустил повреждения церкви.
В конце Великой Отечественной войны, когда пришло время согласия между властью и Церковью, зерно из храма вывезли, а утварь и иконы вернули. Только батюшки для проведения службы не было. Пришлось в течение почти двух лет искать его силами самих прихожан. Об этом мне уже рассказывала моя бабушка Попова Апполинарья Васильевна. Их семья в те годы проживала от этого места в 18 километрах в деревне Давыдиха, и все ее жители были прихожанами Покровского храма.
В послевоенное время из тюрем стали освобождать многих людей, сидевших «за религию», были среди них и священнослужители. Из далеких северных и восточных лагерей добирались они пешком до своих домов. Зная это, местные жители для поиска батюшки послали «живую и быструю на ноги» бабу Сочневу Матрену. Она сама была верующей и с благодарностью приняла наказ прихожан и обошла многие дальние деревни. Спрашивала, не остановился ли где освободившийся из лагерей батюшка. И вот в одной деревенской избе в 30 километрах за Тотьмой на вопрос, - «Нет ли здесь батюшки?» - с печи выглянул небольшой старичок в поношенной суконной рубахе неопределенного цвета. Свесив ноги в лаптях, он посмотрел на вопросительницу и сказал, - «Я священник Николай Образцов, иду домой после десятилетней отсидки».
На обратном пути в Усть-Печеньгу им удалось найти и псаломщика - старичка Ивана Алексеевича Кузнецова.
К первому богослужению готовились всем миром. Добрая весть через жителей деревень облетела всю округу и на первое
богослужение, которое было совершено на Пасху в 1946 году люди приходили за 20-40 километров. До сих пор с особым душевным трепетом вспоминают старожилы эту службу - пасхальный крестный ход, в завершении которого священник должен обратиться к прихожанам с пасхальным приветствием: «Христос воскресе!». Все этого ждали много лет, а батюшка молчал. Не мог сказать ни слова – слезы счастья сами лились из его глаз. В ответ послышался и плач прихожан.
В этом богослужении принимал участие и мой отец Котов Александр Алексеевич, которому тогда было еще 9 лет. Его мать Анна (моя бабушка) привела с собой из лесопункта Чуриловка, что в шести километрах от церкви двух своих сыновей Сашку и младшего брата Володю, чтобы после богослужения окрестить. Но парни не выдержали длительной службы и сбежали на берег Сухоны, за что потом мать их выдрала вицей.
С тех пор молитвенная жизнь в храме не прерывается, сменяют друг друга священники, уходят в мир иной старые, появляются новые прихожане, которые полагаются на Бога и не унывают, облагораживая родное святилище. Так к 225-летию храм побелили и покрасили купола и крышу на летнем приделе и колокольне. Почтил своим вниманием прихожан и Высокопреосвященнейший архиепископ Максимилиан, совершивший Всенощное бдение и Литургию.
В последнее время стали появляться в Усть-Печеньге дальние паломники. Группами и в одиночку они путешествуют по святым местам Русского Севера. Благо дорога до поселка довольно хорошая и на машине можно менее чем за полчаса добраться от автодороги Вологда-Тотьма до самого храма, в священных стенах которого заряжаешься особой энергетикой, которая потом помогает жить.
В 2011 году Покровская церковь отметила 230-летие под благодатные напутствия своих прихожан, которые надеются, что на долгие годы вперед храм сохранит величие доброты и духовной силы необходимой в процветании Усть-Печеньги и ее окрестностей.















Категория: Рассказы Автор: Андрей Котов нравится 0   Дата: 01:10:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru