«Театр!.. Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!.. Но возможно ли описать все очарования театра? Всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..» Это высказывание В.Г. Белинского без колебаний можно отнести к Кире Пантелеймоновне Князевой, Заслуженному учителю Российской Федерации, Заслуженному работнику культуры Российской Федерации, Почетному гражданину города Бийска Алтайского края.
Судьба этой необыкновенной женщины для многих остается загадкой. Кира Пантелеймоновна Князева является основоположником театральной режиссуры в городе Бийске. Я встретилась с ее дочерью, Ольгой Мавруничевой, в маленьком рабочем кабинете Городского Дворца культуры. Над столом – портрет матери, Киры Пантелеймоновны. Приведу рассказ Ольги Анатольевны.
Родилась Кира Пантелеймоновна в 1920 году близ города Арзамаса Горьковской области, в семье сельских интеллигентов. Мама, Ольга Алексеевна, преподавала в сельской школе русский язык и литературу. Отец, Пантелеймон Дмитриевич, всю свою жизнь посвятил науке. Но счастливую семью ожидало большое горе. В стране начались репрессии, гонения. Семья Киры Пантелеймоновны была репрессирована. Кира Пантелеймоновна помнит, что вместе с родителями она вынуждена была уехать из родного села. В памяти осталось, что они долго ехали куда-то на телеге. Погибли братья и сестры, в живых остались лишь два брата, Леня и Алексей. Кира Пантелеймоновна не любила рассказывать про свою жизнь, про своё детство. Она не хотела огорчать окружающих, а может, не хотела бередить те раны, которые так яростно наносила ей судьба. Рано умерла мама. Началась Великая Отечественная война. Все беды свалились на хрупкие плечи юной девушки, которая мечтала лишь об одном - о счастье. Она проводила на фронт мужа Николая с тем, чтобы больше никогда его не увидеть. Свою театральную деятельность Кира Пантелеймоновна начала в годы войны в Сталинграде. Работала воспитательницей в детском саду, потом в школе и ставила со своими маленькими воспитанниками свои первые спектакли. Этими постановками она дарила людям надежду, которой так не хватало в то суровое время. Война, боль, слезы, голод - все забывалось людьми, когда они смотрели постановки Киры Пантелеймоновны. Кира мечтала о том времени, когда, наконец, закончится война и она создаст детский театр. Она даже название ему придумала - «Сказка». Её боевому характеру стоило позавидовать многим солдатам. В тяжелые и страшные годы войны Кира Пантелеймоновна не только успевала ставить спектакли, но ещё и помогала своим ученикам усваиваить некоторые школьные предметы. В госпитале, куда юная Кира устроилась работать санитаркой, её любили все. Она перевязывала раны, ухаживала за тяжелоранеными солдатами, делала это с такой нежностью и любовью, стараясь не причинять лишних страданий раненым, что их боль и страх уходили… На протяжении всей войны она ждала своего любимого мужа. Но судьба вновь преподнесла ей испытание: от одного из солдат, лечившихся в госпитале, она случайно узнала, что ее муж Николай погиб. Это было для Киры Пантелеймоновны тяжелым ударом.
Судьба забросила ее в эвакуацию, на Урал. Здесь Кира Пантелеймоновна продолжила свою педагогическую деятельность. Работала учительницей русского языка и литературы в школе. Но школьные занятия не были основным делом учеников в годы войны. Прежде всего дети должны были помогать взрослым. В тылу они трудились так же, как их отцы и братья на фронте. Несмотря на юный возраст, на то, что они просто дети, неокрепшие, измученные голодом, они валили деревья, как взрослые, как настоящие солдаты, помогая фронту. Но дети были слабы от недоедания, часто падали в обмороки, поэтому Кире Пантелеймоновне приходилось выполнять непосильную работу за них: норма была дана, и никто не спрашивал, можешь ты осилить эту работу или нет.
Пережив страшное военное время, послевоенную разруху, Кира Пантелеймоновна решила после окончания войны поехать в Ленинград, где жил единственный оставшийся в живых брат ее матери, дядя Леня, и поступить там в педагогический институт. Одновременно она закончила и Заочные режиссерские курсы при МХАТе. Замуж она не выходила: берегла память о Николае, своем муже, погибшем на фронте. В 1954 году Кира Пантелеймоновна волей судьбы оказалась в Бийске, небольшом городке на Алтае, куда приехала из Ленинграда по путевке строить новый химический комбинат. Строители будущего комбината, молодежь из Ленинграда, Москвы и Московской области, жили в бараках, построенных наскоро. Бараки потом снесли, а улица города до сих пор носит название Ленинградская, в память о тех строителях. В Бийске, на строительстве химкомбината, Кира Пантелеймоновна встретила своего будущего мужа, Мавруничева Анатолия Владимировича, тоже ленинградца, ученого, кандидата наук. Днем Кира Пантелеймоновна работала на стройке, а вечером она собирала из близлежащих бараков соседских ребятишек и проводила с ними все свободное время. Она занималась с соседскими ребятишками тем, чем бы хотела заниматься всю свою жизнь. Она решила организовать театр. С ребятами Кира Пантелеймоновна готовила спектакль. Был 1961 год. Премьера первого спектакля состоялась прямо во дворе, под открытым небом, на самодельной сцене. А первыми зрителями были жители окрестных дворов. Надо сказать, что этот спектакль был дебютом для маленькой дочки Киры Пантелеймоновны, Ольги Мавруничевой, которой тогда было лишь три года. Малышка сыграла говорящую куклу. Кира Пантелеймоновна и мужу своему, Анатолию Мавруничеву, дело в своем спектакле нашла. Та постановка дала начало возникновению юношеского театра. А раз актерами были ребята-подростки, то и название ему дали молодежное - «Ровесник». В 1963 году был открыт только что отстроенный Дворец культуры химиков, который и стал родным домом нового юношеского театра. А уже в 1964 году театр «Ровесник» получил звание народного коллектива. Позже театральный коллектив под руководством Князевой стал лауреатом премии Ленинского комсомола Алтая. Этот легендарный коллектив не только дал нашему городу основы театрального воспитания, он подарил нам замечательных талантливых людей, которые продолжают растить и воспитывать юное поколение. Сотням талантливых детей Кира Пантелеймоновна Князева дала путевку в жизнь. Очень многие выпускники «Ровесника» связали свою жизнь с профессиональным театром. Они работают в крупнейших городах нашей страны и за рубежом. Вот выдержка из письма Киры Пантелеймоновны: «Прочитала ответы ребят на вопросы анкеты. Они все хотят связать свою жизнь с театром. Так же, как я... Это значит: они впитывали все, что видели, слышали, это значит: они безоговорочно поверили мне, что театр - прекрасно и нужно людям, а у тех, кто связал с ним свою жизнь, - труднейшая, но завидная судьба. Сейчас их сердца совершенно раскрыты для всего, что я скажу им, сделаю».
Своими спектаклями Кира Пантелеймоновна завораживала людей, заставляя задуматься их о жизни. В репертуаре ее «Ровесника» были спектакли, поставленные по самым лучшим пьесам современной и классической драматургии. Благодаря ей, наш город стал по-настоящему театральным. Кроме того, любовь к театру она передала двум дорогим для нее людям – дочери Ольге и мужу Анатолию Мавруничеву, который много лет играл на сцене юношеского театра. Дочь, Ольга Анатольевна Мавруничева, пройдя школу «Ровесника», созданного ее матерью, не захотела расставаться с режиссурой. Закончив Алтайский Государственный институт культуры в 1981 году, она отправилась в Москву и поступила в ГИТИС, на курс Марка Захарова. После окончания института Ольге Анатольевне было сделано много предложений, но она решила продолжить дело, начатое ее матерью.
В 1996 году Кире Пантелеймоновне Князевой было присвоено высокое звание – Почетный гражданин города Бийска «за большой вклад в развитие культуры и театрального искусства, идейно-эстетическое воспитание молодежи».
…В 2001 году Кира Пантелеймоновна Князева присутствовала на сорокалетнем юбилее «Ровесника». Ее дочь, режиссер Ольга Мавруничева, поставила к этой знаменательной дате арбузовскую «Таню». Кира Пантелеймоновна смогла подняться на сцену в сопровождении своих учеников. Стояла на сцене - маленькая, худенькая, седенькая. А зал рукоплескал стоя большому Человеку – Учителю, Педагогу, Режиссеру. В 2004 году Киры Пантелеймоновны не стало. В 2011 году народный театр «Ровесник» отметил очередную юбилейную дату – 50 лет.
«Кира Пантелеймоновна сама сочиняла песни, которые звучали в спектаклях, - вспоминает Александр Крехтунов, бывший ровесниковец. – Часто мы устраивали капустники, сами писали к ним сценарии. Из этюдов, которые мы делали на репетициях, складывались спектакли. Я был уже студентом, взрослым молодым человеком и часто спрашивал Киру Пантелеймоновну, зачем она ставит классические произведения, ведь публика приходила подчас такая, которая не могла по достоинству оценить ни спектакль, ни ее работу. «Саша, ты забыл главное, - отвечала мне Кира Пантелеймоновна. – Это мы воспитываем общество. Необходимо заставлять человека задумываться. А задуматься можно заставить любого. Это должно быть девизом нашей культуры». Теперь я понимаю, что она была права.
На прощанье Александр Крехтунов подарил свое стихотворение, посвященное театру:
У занавеса крылья, как у птицы,
И режиссер волнуется, как мальчик,
А мне театр уже столетья снится
В тумане света сцены и удачи.
Друзья мои! Спектакли наши,
Которых время памятью накрыло…
Я вылетел, как перышко из крыльев
И мне вослед ряды пустые машут.
Ну, где найти тоске мне этой имя,
Когда я вижу старые подмостки?
Я, как с любимой, разговариваю с ними
И авансцены край целую жесткий.
Уже десять лет нет с нами Киры Пантелеймоновны, но остались ее ученики, которые продолжают развивать и воспитывать юные таланты. Ее творчество до сих пор остается жить в наших сердцах. Ее талант, любовь к людям, к своей работе оставили след в сердцах учеников и зрителей.
|