«Как хорошо уметь читать…»
А.Барто
«Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного - от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, - и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу».
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»
С чего всё началось? С первого Тамагочи, который переключил на себя всё внимание юного владельца да так и оставил его жить в придуманном иллюзорном мире (если тот вовремя «не соскочил»)? «Жизнь Тамагочи слагается из трех составляющих: здоровья, аппетита и счастья. Тамагочи очень чувствительны и могут умереть даже через несколько часов после рождения. Но любовь и систематический уход могут творить чудеса. Известен Тамагочи, который прожил 28 дней. Именно такой рекорд был зафиксирован в Японии. Однако многие утверждают, что их зверюшки жили намного дольше…»(Интернет-сайт «История Тамагочи»). Вам ещё не страшно?
Может быть, всё началось со времен перестройки, развала Союза?.. Взрослое население всецело занято добыванием хлеба насущного, в его рядах паника – до подрастающего ли поколения тогда было? А юные граждане теперь уже самостоятельного государства, оставшись практически без присмотра, без руководящей роли родителей, подбирали себе занятия по вкусу. Вкусы же у людей, как известно, разные. И тянет нас зачастую туда, где проще, легче, ярче… А, возможно, всё началось (и продолжается доныне) с повальной мобилизации, где «разговаривай больше – плати меньше», «вы можете отправить 100 СМС другу бесплатно»…Тут и компьютеризация подоспела, Интернет. Да и телевидение давно уже не то, что раньше…
…Раньше. Раньше в клубе «Что? Где? Когда?» знатоки с телезрителями сражались за книги. А огромная часть населения, прильнув к голубым экранам, с завистью наблюдала, как редкие книжные издания (а что тогда было не редким?) отправлялись в разные города-посёлки нашей многомиллионной родины или доставались знатокам. Недавно по каналу «Ностальгия» транслировали финальную игру 1986 года, в которой призы-книги были развешены на новогодней ёлке, и знаток или телезритель, принесший очко в командный зачёт, срезал ножницами абсолютно недоступные для простого обывателя того времени подарочные альбомы с репродукциями картин… Невольно проводится параллель между временами: тогда невозможно было купить такие издания из-за отсутствия их на прилавках, сейчас – из-за того, что ценовой порог!... увы, тоже не всё доступно. Тогда (в конце ХХ века) это был просто клуб знатоков «Что? Где? Когда?», в котором играли на книги, сейчас (в начале ХХІ века) это уже элитарный клуб, где играют на деньги. «Единственно место, где вы можете заработать деньги собственным умом», - бесконечно вещает крупье. Может, и неплохо, что знания приносят материальное вознаграждение, однако в целом слоган очень спорный.
Раньше нужно было выстоять небольшую очередь в городской библиотеке, чтобы строгая тетенька, осмотрев книги, записала их тебе в формуляр. Раньше надо было собрать пятьдесят килограммов макулатуры, притащить её на приёмный пункт и обменять на книгу, заплатив при этом и полную стоимость вожделенного томика. И не факт, что успеешь выкупить Дюма или Агату Кристи. Раньше по воскресеньям в больших городах действовали чёрные рынки. Места, где торговали, образно говоря, из-под полы, награждались эпитетом «чёрный». В данном случае речь идёт о рынке книжном. Крученые продавцы (не всегда богатые, а такие же «зачитухи», как и покупатели) раскладывали на прилавках свой товар. Моей месячной зарплаты тогда хватило бы на 7-10 книг, приобретённых в таком месте. Но другого выбора не было: полки книжных магазинов завалены политической литературой или откровенной чушью. Поэтому и Арчибалд Кронин, и О.Генри, и Ахматова, и Сенкевич были приобретены тогда на таком вот книжном рынке и до сих пор проживают на полках в моей квартире. И что было характерным, замечательным для тех времен – это то, что книги читались! Литературные новинки живо обсуждались среди населения, в рабочий полдень, независимо от того, научно-исследовательский ли это институт или завод по производству кастрюль. Союз был самым читающим государством! Может быть, из-за созданного книжного дефицита народ испытывал такое информационное голодание? Но ведь при желании кто хотел – тот «доставал» и читал. Сейчас же, когда купить, найти в библиотеках можно практически всё – от Баркова до Коэльо – читательского ажиотажа просто нет. Как давно вы сами обсуждали с друзьями новый роман или сборник стихов?
Ох уж этот научно-технический прогресс… В моменты его активности в человеческом обществе всегда происходили определённые метаморфозы. Для нынешнего прогресса характерна одна черта – скорость! Скорость, с которой делаются новые открытия: меняются модели мобильных телефонов и автомобилей; усложняются и расширяются возможности компьютеров; «из ниоткуда» появляются новые вирусы (и, соответственно, болезни); в пищевой, лёгкой, текстильной промышленностях происходят такие изменения, которые «рождённые в СССР» даже представить себе не могли. Не так давно появился и термин скорочтение. Суть такого чтения состоит в том, что страницу нужно пробежать глазами по диагонали: основное запоминается; детали же, описания… а кому они нужны? И хотя этот метод не рекомендовался для чтения художественной литературы, некоторые студенты-экспериментаторы осваивали его именно в этих целях и до сих пор практикуют на художественных произведениях. Не они ли придумали издавать для детей и юношества адаптированную литературу. Количество страниц после такой «адаптации» в литературном источнике сокращается втрое. И начали «оскоплять» лучшее в мировой прозе: «Три мушкетёра», «Робинзон Крузо», «Пятнадцатилетний капитан»… Добрались и до отечественных классиков: «Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание». Для старшеклассников. Чтобы они, бедненькие, всё успели. Страшно то, что родители такую литературу приобретают для своих детей: «чтобы имели представление о романе», «пусть хотя бы столько прочитают»…А нужна ли нам литература, где оставлены лишь главные герои и иногда диалоги? Не могу сказать – сюжет: лишившись второстепенных персонажей, описаний, эпитетов, нарушается вся микроструктура сложного организма литературного произведения. А вот современная проза, скорее всего, не будет нуждаться в адаптации: наблюдается тенденция сокращения форм всех некогда крупных жанров. Опять же, наверное, чтобы читать меньше было. Романы-эпопеи канули в Лету. Фабула относительна; эмоциональность, символичность, клиповость зачастую доминируют. Роман В.Сорокина «Голубое сало» (352 стр.), В.Пелевин «Омон Ра» (272 стр.), «Жизнь насекомых» (288стр.), Л.Дереш «Трохи пітьми. На краю світу» (288стр.)… Для сравнения Л.Н.Толстой «Война и мир» (988 стр.), «Анна Каренина» (800 стр.), Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» (900 стр.), М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (520 стр.). Хотя у того же Булгакова есть и «Белая гвардия» - роман, умещающийся на 250 стандартных книжных страницах. Говорить о том, что с уменьшением объёма художественные произведения стали хуже, нельзя – к каждому тексту необходим индивидуальный подход. Но то, что литература стала другой – это бесспорно.
Как известно, двигателем научно-технического прогресса является лень, а к изменениям в языке-речи приводит экономия речевых усилий. Так вот, эта экономия + скорость (о которой уже говорилось) – и не за горами урожай! Клиповость восприятия и общения становится нормой. Этакая нарезка жизни, где лоскутки её могут полярно отличаться друг от друга, не иметь законченного рисунка-сюжета-ситуации. Жизнь как фильм, фильм как образец… На третьей минуте – убийство, на пятой минуте – анализ жизни убиенного: контакты, работа, увлечения. Восьмая-тридцатая минута – оперативники заполняют мозаику фильма поисками преступника. Тридцать пятая-сороковая минута – поимка душегуба. Сороковая-сорок пятая – триумф справедливости! Это план-схема одного фильма типичного милицейского сериала. В противовес этому можно ещё предложить сериал-жвачку (100-120 нудных «клипов»), где герои, их отношения, ситуации рафинированы, т.е. далеки от действительности; характеры персонажей чёрно-белые, т.е. лишены оттенков (только плохой или только хороший). Ещё одна категория сериалов (со смехом за кадром) завлекает молодёжь откровенной пошлостью и «нижеплинтусовыми» шутками. Полнометражные картины тоже особо не подвигают на рассуждения: та же быстрая смена событий, лаконизм и побольше спецэффектов. При этом практически полное отсутствие цензуры на телевидении. Есть, правда, этакое редкое, независимое кино «для зануд», заставляющее думать. Его ещё называют некоммерческим. Так кому оно нужно? Оно же некоммерческое…
Раньше книга выступала союзником в воспитании подрастающего поколения, сегодня мы этого союзника потеряли-упразднили-рассчитали. И всё, заметьте, достаточно спокойно, постепенно, без особых рывков. В нынешних соратниках у нас телевидение (о коем рассуждение выше) и Интернет. Что в результате мы имеем? Какая она, сегодняшняя молодёжь? Дети кукурузы (не приведи, Господи)? Дети подворотен? Тоже не те уже масштабы, чтобы использовать это как термин-определение. В подворотне общаться надо. Прильнуть к экрану ТV или монитору компьютера куда легче! Пройдёмся по просторам Интернета. На сайте «В контакте» «не читают книг совсем» около 1% пользователей (данные на 05.11.2009). Но, учитывая то, что определить возраст этих «не читающих» нет возможности, да и выяснить соотношение русскоязычных ко всем остальным пользователям сайта я тоже не могу, думаю, цифра эта немалая. Если быть более точной, 1 869 890 русскоязычных пользователей в информации о себе написали, не читаю совсем/не люблю читать. Большинство из них – школьники, молодые люди.
В том же контакте наши дети именуют себя по-разному (благо, настоящее имя писать не надо): Лёха-люблю свою заю-Петров, Санёк Череп, Серёга-Драйв-Семенов, Сонечка – Хочется Тепла и Ласки – Алиева, Артём (Князь) Озеров, Юленька – Киssюlенька – Голованова и т.д. и т.п. Такие вот разные-разненькие, ищущие себя в этом мире. Что ж, писать мало-мальски умеют, вот и самовыражаются, не имея при этом духовного фундамента. Почему? Потому что не читают. Или читают не то. Помните, у Толстого Льва Николаевича: «Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны». А что же, в самом деле, сегодня пользуется спросом? Один мой ученик поделился, что с интересом читает книгу, которую с трудом достал на несколько дней. Оказалось – «Майн кампф». Несмотря на то, что распространение экстремистских материалов (в их число включены также труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, — а значит, и книга Адольфа Гитлера «Моя борьба») запрещено законом, работа эта несколько раз переиздавалась на русском языке: в 1992, 1998, 2002, 2003(Москва), 2003 (Харьков). Неужели, и Гитлер «живее всех живых»? По данным же Интернета, самая распространённая книга на Земле – Библия. На втором месте – «Цитатник» Мао Дзэдуна. Великий Мао писал: «Не надо читать много книг». Неплохой афоризм из его «Цитатника»… На третьем месте – «Властелин колец» Р.Толкиена. Этакая сказка-фэнтези, восприятие её для русского читателя во многом зависит от перевода. Насколько важна в воспитательном процессе судить не берусь: хоббиты, волшебники, выдуманные государства – всё иллюзорно, нереально… Далее в рейтинге с разными разрывами друг от друга – Книга рекордов Гиннесса, «Код да Винчи» Д.Брауна, «Гарри Поттер» Дж.Роулинг… Серьёзное чтиво, не так ли?
А вот данные социологов о том, что происходит с детским чтением:
• Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
• а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
• 40% читают книги от случая к случаю.
За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.
Если в 1994 году книги покупали 58%, то
в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, 2005, 39,)
Данные о детском чтении:
• Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
• Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
• Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
• Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
• Читают познавательную литературу 21%
• Читают для самообразования 10% школьников.
(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003, 8). Более новых данных, к сожалению, не нашла, но могу заявить с уверенностью, что ситуация изменилась только в худшую сторону. Судите сами: появление Интернета, кабельного телевидения, компьютерных игр, мобильная «паутина»… Покажите мне учителя-филолога, который будет утверждать, что все его ученики читают, 100%! Не поверю! И проблема эта не только в детях, но и во взрослых, в первую очередь. Во взрослых, которые потеряли интерес к слову, заменив ценности духовные ценностями материальными, которые найдут массу аргументов-отговорок, но заменят поход в театр, филармонию, на литературный фестиваль банальным времяпровождением у плиты, на даче, с детьми-внуками-днёвками-стирками-рыбалками и т.д. и т.п.
Немного о литературных фестивалях и людях в них заинтересованных. Поколесив по стране нашей Украине по таким вот мероприятиям, могу сделать некоторые выводы. Поэты-прозаики сегодня – подвижники слова, пытающиеся пробить стену невежества. Если раньше начинающий (маститый) писатель мог отнести своё творение в издательство и терпеливо ждать ответа, когда его напечатают (или не напечатают), то сейчас такая форма действий просто отсутствует. Ты можешь быть замечательным или бездарным автором, но книги издаешь за свой счёт или за счёт спонсоров, которых сам и найдёшь. Как правило, все пишущие пытаются донести слово своё в массы, поэтому-таки сборники делают. Но тираж таких вот местечковых книжек колеблется от 100 экземпляров до 1000, причём последняя цифра – большая редкость. Да и читают их такие же друзья-поэты. Явление для культуры парадоксальное – поэзия для поэтов, проза для прозаиков. А литературные фестивали давно аншлагов не собирают. Причём из личного опыта: информация о поэтическом фестивале была объявлена на семинаре филологам – на мероприятие по собственному желанию пришла одна учительница и привела трёх своих учениц. Ну о чём тут дальше говорить? Может ли преподаватель заинтересовать словом своих воспитанников, если сам пассивен и инертен?
Неужели наступили-таки времена, о которых писал в своём романе-антиутопии Рэй Брэдбери, когда все книги сжигали на кострах, а люди читающие были объявлены вольнодумцами и подвержены преследованиям. Книги заставляют думать, размышлять, учат чувствовать, сопереживать. И если люди не читают, очень удобно строить тоталитарное общество, где все граждане уподоблены винтикам в одной огромной машине; где ежедневно "промывка мозгов"; где за каждым человеком постоянно следят…
Камо грядеши, цивилизация?
Куда идёшь, человечество?
Людмила Гонтарева
|