- Таких журналистов, как я, в России много, и каждый, наверное, мечтал бы оказаться на этом месте. Действительно, это огромное счастье, когда твой труд оценен так высоко.
С этими словами я обратилась к организаторам конкурса «Свободная пресса Восточной Европы» во время торжественного приема в столице Норвегии – городе Осло. Честно говоря, до сих пор не верится, что я оказалась в шестерке лауреатов премии имени Герда Буцериуса – известного немецкого журналиста и основателя газеты Zeit.
КАК Я СТАЛА ЛАУРЕАТОМ
До этого события, участвуя во многих журналистских конкурсах, в редких случаях удавалось побывать на церемониях награждения по простой причине - отсутствие у редакции средств на командировку и проезд. Поскольку много приятных моментов проходило мимо судьбы, решила искать иные пути. Так, через его величество Интернет я обнаружила информацию о существовании журналистского конкурса, организаторами которого являлись два коммерческих фонда: «Свобода слова» (Норвегия) и «Цайт-Штрифтунг» (Германия). В основе темы конкурса лежали материалы, касающиеся защиты прав человека, продвижения свободы слова и формирования либерального гражданского общества. Я подобрала из своей практики несколько публикаций. Среди них: «Кто защитит блокадницу?» (о том, как человек, переживший ленинградскую блокаду, вынужден доживать свой век в ужасных бытовых условиях); «Скандал в благородном семействе» (журналистское расследование о причине конфликта между двумя заслуженными педагогами РФ); «Сила права или право силы?», «Милиция ее бережет?» (о гибели молодой девушки от рук несовершеннолетнего подростка, который является сыном действующего сотрудника милиции). Одним из условий конкурса было наличие рекомендации от посольств, фондов Норвегии и Германии, а также бывших лауреатов и юристов. Поскольку ни первый, ни второй, ни третий варианты для Усть-Илимска не подходили, я решила обратиться к адвокату А. Н. Беззубенко. Альбина Николаевна согласилась поддержать меня и у нас все получилось! Приятно удивило то, что Фонд «Свобода слова» оплачивал зарубежную поездку не только лауреатам, но и любому другому спутнику, которого пожелал бы пригласить с собой в Норвегию победитель. Я решила, что это должен быть человек, предложивший мою кандидатуру на награждение.
С пониманием к нашей миссии отнеслись администрация города и сотрудники школы искусств №2. Мэр г. Усть-Илимска В.С.Ташкинов выделил средства на приобретение подарков для зарубежных друзей, а учащиеся школы искусств подготовили памятный сувенир, который, кстати сказать, будет теперь находиться в музее знаменитой Ратуши, где ежегодно 10 декабря проходит церемония награждения Нобелевской премией Мира. В этом же величественном здании расположен кабинет мэра г.Осло.
«ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
Итак, 15 июня 2011 года, г.Осло, Нобелевский институт. Несмотря на довольно дружескую обстановку, от волнения пересохло в горле. Между награждениями, играла живая музыка, лауреатов приветствовал министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стере, члены жюри, представители фондов. Первыми на небольшую сцену должны были подняться представители общественно-политического еженедельника "Черновик" из Махачкалы. Издание удостоено награды за критические публикации о спецоперациях российских сил безопасности и сомнительных методах борьбы с терроризмом. Однако из-за проблем с визами никто из них не смог приехать. По просьбе редакции издания почетный диплом получила секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина. Затем международный обозреватель и член жюри Гру Холм для вручения престижной награды пригласила корреспондента Замина Гаджи из Баку, который является одним из лучших журналистов-расследователей Азербайджана. Следующим номинантом стал киевский веб-сайт "Телекритика", где обсуждаются вопросы свободы прессы, журналистской этики и прав человека. Также Интернет-портал проводит анализ развития СМИ и выступает с оценкой политических программ на украинском телевидении.
Моя фамилия и имя газеты «Усть-Илимская правда» прозвучали четвертыми. В торжественные секунды показалось, что именно к этому событию я упорно шла четверть века, выбрав однажды профессию, способную лишний раз доказать, что дело, которым ты занимаешься, важно как для тебя, так и для окружающих. Перед глазами промелькнул отец, который всегда мечтал о моем успешном будущем, но, к сожалению, не смог дожить до этого счастливого момента. Я вспомнила о маме, как ей пришлось одной воспитывать меня и дать возможность получить высшее образование. Подумала о детях, о муже и своих друзьях, которые с трепетом провожали меня в дальнюю дорогу. Эмоции было сдержать непросто…
После меня зал приветствовал коллег из Армении и Белоруссии. С речью от имени всех лауреатов выступила заместитель главного редактора минской газеты "Народная воля" Марина Коктыш, поведав присутствующим о жестоких репрессиях по отношению к журналистам со стороны белорусского правительства, связанных с президентскими выборами в декабре 2010 года.
- Мне кажется, что подобные истории о преследовании журналистов могут рассказать практически все, кто сегодня получил премию «Цайт», - сказала Марина. - Имена репортеров, детали могут быть разными, но суть – одна и та же. Это истории, которых должно стыдиться любое приличное государство. Радует то, что читательская аудитория независимых СМИ за последнее время серьезно увеличилась. А что может быть важнее этого доверия для человека, избравшего журналистику делом своей жизни?..
СЛОВО НОРВЕГИЯ ОЗНАЧАЕТ «ДОРОГА НА СЕВЕР»
В связи с этим можно было найти много общего с нашей Сибирью. Обе наши дороги ведут на север. Но чем суровей климат, тем жарче гостеприимство. Этих качеств у наших народов не отнять. Норвежцы сделали все, чтобы мы чувствовали себя, как дома. Любой вопрос решался без промедления, несмотря на то, что мы не владели разговорным английским. Переводчицы оказались выходцами из России: Ирина из Питера, а Екатерина так и вообще почти землячка – из Свердловска.
Во время экскурсии по Осло и его окрестностям частенько встречался дорожный знак с изображением сохатого. По словам экскурсовода, пересекает проезжую часть иногда не только лоси, но и один блуждающий медведь. Местные жители, в полном смысле слова, живут в ладу с природой. В центре Осло летают чайки, как у нас, - голуби. Не видно было бродячих собак. Оказалось, что каждый четвероногий друг на счету, и за него взимается налог. Есть даже специальная школа для собак, где обучение проходит в духе дружелюбия. Точно такое же отношение и к кошкам.
Настоящий восторг и умиление вызвали у вас гуляющие по городу группы малышей. У детей детских садов есть одно поразительное сходство с нашими сотрудниками ГИБДД. На них надеты жилетки со светоотражательными полосами. Причем у каждого детского сада свой цвет накидок. Такого ребенка увидишь издалека. И еще одна немаловажная деталь: на жилетках указан номер мобильного телефона родителей. Ясельная группа разъезжает в четырехместных колясках в виде карет, где ребятишки сидят друг напротив друга. И где бы ни проходили дети, они обязательно поприветствуют взрослых, помахав вслед крохотными ладошками.
Что касается образования, то оно в Норвегии бесплатное, имеет несколько ступеней: обязательная школа, гимназия, колледж и три курса института. По результатам ЕГЭ выпускники рассылают свои документы по разным предприятиями или другим вузам и могут ожидать приглашения по своей специальности до тех пор, пока их не устроит предложение. Примечательно, что обучаясь в колледже по специальности «основы права», старшеклассники могут беспрепятственно посещать судебные процессы.
Трудно сравнивать уровень жизни в Норвегии с Сибирью, но кое-какие идеи можно позаимствовать. Например, центральное отопление здесь основано на сжигании мусора. Причем мусор не валится в одну кучу, а распределяется по контейнерам: текстиль, бумага, стекло, пищевые отходы, опасные предметы. Говорят, в Москве уже вводится подобная практика. Хочется верить, что и до нас дойдет эта разновидность культурной жизни. Кстати, в Осло курят и распивают пиво в ночных уличных кафе не в меньшей мере, чем у нас, но за четыре дня мы ни разу не встретили на пути пьяных и не увидели под ногами ни одного окурка.
Центральная улица Осло Карла-Йохан-гате, где был расположен наш Гранд-отель, многолюдна в любое время суток. Ее можно сравнить с московским Арбатом. Масоны и королевская армия устраивают здесь свои шествия, самодеятельные музыканты, художники и актеры демонстрируют свой талант. И какие только народности здесь не встретишь! Это единственная улица в столице Норвегии, которая отапливается. Однако идея - экономить расходы на коммунальной службе считается довольно дорогостоящей.
Муниципальные велосипеды - еще одна любопытная достопримечательность Осло. Стоянки с ними расположены чуть ли не через каждый квартал. Всего за 50 норвежских крон или 250 наших рублей можно взять в аренду у муниципалитета велосипед и пользоваться им в период с апреля по ноябрь. Удобно, дешево и сердито! Есть стоянки и электромобилей, но такой транспорт могут себе позволить лишь самые респектабельные норвежцы. Вот кому не страшны никакие пробки!
Яркие впечатления остались от экскурсий в Национальную Галерею, Ратушу, новый театр Оперы, часть которого находится под водой. Но особенно запомнился Парк скульптора Г. Вигеланда. Здесь собрано более 200 скульптур из бронзы и гранита, олицетворяющих бесконечный жизненный цикл. Навсегда останется в памяти и прогулка на катере по знаменитым норвежским фьордам.
Во время этого сказочного путешествия сожалела лишь о том, что не владею английским языком. Этот факт подстегнул меня на дальнейшую цель. По традиции конкурса «Свободная пресса Восточной Европы» церемония награждения лауреатов проходит один год в Осло, другой – в Гамбурге. И в зависимости от того, в каком городе номинант получил звание лауреата, его на следующий год в качестве почетного гостя приглашают либо в Осло, либо в Гамбург. Так что перед поездкой в не менее загадочный Гамбург придется серьезно заняться иностранным языком!
НОРВЕЖСКИЕ СМИ «ЗА» САМОЦЕНЗУРУ
Нам посчастливилось побывать в самом крупном издании Норвегии - газете «VG». Каждый день ее читает 63 процента норвежского населения. Учредителем является большая группа СМИ, которая также владеет изданиями в Швеции, Эстонии, Франции.
В многоэтажном здании со стеклянными стенами каждый из сотрудников был занят своим делом и совершенно не обращал внимание на иностранную делегацию. Зам. редактора Магне Антонсен любезно рассказал о деятельности своих коллег и отвечал на заданные вопросы.
«VG» представляет собой отдел печатной газеты и отдел Интерет-газеты. В печатном издании работает 150 журналистов, с Интернетом примерно – 50. Важным средством для ежедневного взаимодействия с читателями по разным темам является Facebook, на котором размещено несколько страниц. В общей сложности сюда заглядывают 220 тысяч пользователей. В Норвегии положение социальных сетей с каждым годом возрастает и укрепляется. Это хороший способ застать читателя там, где он находится и где может поделиться своим мнением по поводу той или иной статьи с ее авторами или со своими друзьями.
- Мы постоянно экспериментируем новые идеи, - поделился опытом Магне Антонсен. - Если проект не работает, мы прекращаем это дело. Facebook позволяет получить статистику наших читателей. Мы знаем их возраст, место проживания, интересы. В газете есть специальный человек, который занимается аналитикой читательской аудитории.
На вопрос о том, существует ли цензура, зам. редактора ответил:
- У нас есть своего рода политика, какие комментарии читатели могут помещать на страницы. Например, мы не представляем возможность выставлять комментарии по вопросам преступности. Наши корреспонденты широко освещают криминальные события, но мы не хотим, чтобы люди обсуждали кто виноват, а кто – прав. У нас сейчас идет обсуждение такого политического понятия, как самоцензура, основанного на Кодексе «Профессиональной этики журналиста». То, что касается правительства, оно совершенно не вмешивается в нашу деятельность. Прямого давления нет, но если возник какой-то конфликт, мы стараемся осветить все его стороны. Можно подать жалобу в Профессиональную комиссию прессы, в которую входят журналисты, политики и представители общественности. Все случаи рассматриваются, приносятся извинения, если нарушены чьи-то интересы. Представители комиссии регулярно встречаются, обсуждают поступившие к ним дела. Их заседания транслируются в прямом эфире на ТВ и радио. Подобная система существует в Великобритании, Дании и Швеции. Журналисты в Норвегии являются членами единого профсоюза, и если возникает ситуация забастовки какого-то одного издания, это касается всех журналистов.
В ходе встречи мы также выяснили, что в Норвегии профессия журналиста довольно престижная, и сегодняшняя молодежь все чаще выбирает направление СМИ. Средняя заработная плата сотрудников «VG» в год составляет 400-500 тыс. крон. В переводе на наши рубли – около 30 тыс. в месяц без налогов.
Любят в Норвегии устанавливать памятники различным собирательным образам. Есть памятник прогуливающему Бюрократу, самому частому Посетителю кафе, и, конечно же, - любимому Читателю. У входа в редакцию «VG» можно встретить отлитого в бронзе добродушного человека с газетой в руках, расположившегося на лавочке. Рядом с ним посидеть каждый прохожий сочтет за счастье…
Не мене интересной оказалась встреча в стенах норвежского телевидения. Оно здесь разделяется на общественное и частное. Есть мелкие телекомпании, которые транслируют материалы из-за рубежа. Наш экскурсовод международный комментатор Гру Холм в основном рассказала о деятельности государственного телерадиовещания, которое занимает лидирующие позиции на рынке СМИ. В данной компании сегодня работает 3500 человек. Живет она на средства налогоплательщиков: каждый человек, покупающий телевизор, обязан платить налог государству в размере 450 долларов в год. Реклама на общественном канале запрещена, но разрешено выпускать тематические передачи, если они будут субсидироваться через банк.
Любопытным фактом для нас стала информация о том, что все сотрудники государственной телерадиокомпании после пяти часов работы получают за переработку дополнительные деньги или отгул. В то же время больше 54 часов в неделю журналисту работать запрещено. Для сотрудников, достигших 60-летнего возраста, к основному отпуску добавляется еще две недели. Кстати, на пенсию в Норвегии уходят в 67 лет. Существует здесь также служба охраны труда, которая следит за нормами звуковых эффектов в студиях и другими процессами. Если выявляются нарушения, то компанию довольно серьезно штрафуют.
Встреча с государственной телерадиокомпанией завершилась разговором с известным зарубежным телерепортером Сигардом Фаленбером, который работает в горячих точках между Каиром и Кабулом. Он поделился с нами тонкостями своего журналистского мастерства во время последнего задания - освещение революции в Египте.
ШАНС ЕСТЬ У КАЖДОГО
На протяжении всего времени, начиная со дня известия о моей победе на европейском уровне, все думала: «Зачем им это надо?». Какой смысл зарубежным Фондам поощрять международными премиями журналистов России и стран бывшего СССР? Нет ли в этом какой-то политической подоплеки? Вопрос, который меня волновал, я задала одному из членов жюри - Федеральному министру, интернациональному консультанту Манфреду Ланштейну. Он ответил просто:
- Мы решили поддержать храбрых и независимых журналистов. Без свободной прессы, без бдительных СМИ не может быть демократии. А демократия в станах Восточной Европы и России сегодня под угрозой. Мы не можем спокойно наблюдать, как в других странах сажают в тюрьму, убивают и калечат журналистов лишь за то, что они добросовестно выполняют свой долг. Россиян мы стали награждать после гибели Анны Политковской. Пожалуйста, продолжайте вашу важную работу. Не сдавайтесь, когда вы встречаетесь с новыми препятствиями, продолжайте практиковать свободу самовыражения. Желаю вам успеха и спасибо за ваш труд!
Согласитесь, эти слова дорогого стоят, тем более, что окно в Европу ни для кого не закрыто. Теперь, имея статус лауреата премии имени Герда Буцериуса, я получила право рекомендовать своих коллег на участие в подобном международном конкурсе. А значит, шанс победить есть у каждого. Дерзайте!!!
Наталья Иванишина, член СЖР, лауреат международного конкурса «Свободная пресса Восточной Европы 2011 года».
|