Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?




Конкурс №14 коротких рассказов и стихов
Конкурс закрыт. Дата подведения итогов и оглашения победителей будет объявлена дополнительно. Спасибо всем участникам!











Разговор дилетантов

Мерно, на стыках рельс, постукивали колеса. Поезд катился на юг.
Пассажиры уже пообвыклись. Разговор шел, непринужденно, как говорится само собой…
Не мешал беседе и зудящий, будничный шум плацкарта.
За столом сидели - седой интеллигентного вида старичок, при галстуке, представившийся профессором, а напротив, прямо и уверенно держащийся молодой человек, лет тридцати, и рядом с ним, по-военному подтянутый, строгий пожилой мужчина. Как оказалось при знакомстве - полковник в отставке.
- Так вот - продолжил профессор, с хитрым прищуром умных глаз – Иваныч - обращаясь к полковнику - Спрашиваю я, значит, священника - Как же бог, так лукаво с прачеловеком, поступил. Оставил Адама и Еву под присмотром чёрта.
- Как это чёрта - удивился Иваныч.
- А как же не чёрта. Сейчас объясню - воскликнул профессор.
- Вы что-то все перевираете - отозвался молодой человек - Сад-то райским был. Ангельским можно сказать. А вы поминаете чёрта.
- Так, так - ухватился за мысль профессор – Скажите - ка! Падший ангел-это черт?
- Черт! Точно черт – отчеканил, удивясь такой простой мысли Иваныч.
- Вот, вот. Следите за ходом мысли. Так вот я и говорю. Яблоко-то не зря было оставлено. Знал всевышний, что это искушение. Вот и подумайте, зачем он яблоко оставил, а в присмотр назначил черта - увидев недовольное лицо молодого человека, смягчился - Ну хорошо, хорошо ангела. Ангела падшего впоследствии. Но и у дьявола были свои ангелы.
- Вы все путаете. Черт есть черт, а ангел есть ангел. Свет и тьма две извечные ипостаси и чего их смешивать - недовольно пробурчал молодой человек.
- Молодой человек - подал голос Иваныч - Так разговор о другом.Об искушении. Вы слушайте внимательно. Вдумывайтесь в смысл. А то бог знает, о чем говорите.
- Да! Слушайте молодой человек и вникайте. Так вот. Священник замялся – Мол, так да не так. А я ему дальше - Так кто же первым совратил человека?
Молодой человек не выдержал – Бог, создатель человека и всего тварного мира, и в его власти творить по своему божественному разумению. А вы совратил первым. Первым было слово. Вы ж этого не отрицаете? И слово это было - любовь! Любовь, ко всему сущему и в том числе к сотворенному им человеку.
- Так оно так - резанул Иваныч - Со слова все и началось. И сотворил он мир за шесть дней. Так что ли?
- Ну, не совсем так - засомневался молодой человек - Наука шагнула вперед. И церковь, вроде, эволюционного развития не отрицает. Всё-то изначально сотворено богом. Со слова-то началось
– замялся он, видимо, запутавшись в своих рассуждениях – Со слова…- примолк и выпалил - Евангелисты и те говорят, что слово первое, а храм второе. И всё оттого, объясняют, что он рукотворный – и заключил озадаченно - А как же вот писание? В нем вроде такого нет.
- Вы тут чего-то наговорили. Наумничали. Ну ладно, коснемся писания. Христос, да! Проповедовал словом! Но не писал. А как оно было, никто не знает. Это потом понаписали апостолы. А правильно ли его поняли? Вот в чем вопрос! Читаешь, а между ними, апостолами, такая разница возникает, а порой и путаница.
- Что вы все время бога отрицаете. Все вам не так. А у кого путаница, еще надо разобраться - возмутился молодой человек.
- Да, не отрицаю я бога. Я хочу разобраться в противоречиях. Равнодушным здесь быть грешно. Давайте разберемся. Вот если заглянуть поглубже и образ Христа претерпевал метаморфозы восприятия. Сейчас образ его воспринимается нами, как на рукотворной иконе, по подобию человеческому. Может это и так. Не зря же мы еще величаем Христа - Сын человеческий. Но иконы ведь запрещались в незапамятные времена. И существовало мнение, что это вовсе не человек, а свет! Могучий столб всеочищающего и всеосвящающего божеского света. А кого ждало человечество!? Не свет с неба, а Мессию, в образе человека. Да, того, кто бы огнем, осудил грешников. И вот он явился в человечьем облике. Да еще взял и пришел со словом любви, а не осуждения. Видать, не с тем, словом пришел. Не тот оказался мессия. Вы не обратили внимание, что у христианства азиатское лицо. Европейцы сами до него бы не додумались. Александр Македонский, первый прорубил окно в Азию. И потекла в Европу свежая струя всяких мифов. А мессию, в образе Христа, с восточной хитростью взяли. Убили. Распяли! Может он не в том месте пришел, а может таков был замысел божий. Крест жертвенный ему дано было нести на Голгофу, под ударами и плевками людскими. Получилось, все против бога, а бог против всех. Ну да ладно - это особая тема. Вернемся к райскому саду.
- А ведь и, правда - задумчиво произнес Иваныч - влезешь в ледянную воду. Ошпаришься, вылезешь. Всё тело горит, будто из огненных нитей соткано. Не случайно видать, крещение в воде проводят.
- Что-то вы не то говорите. Главное - жертва его была не напрасна. На кресте он смерть принял, чтоб возродиться. И крест - знамя торжества, а не поражения. И образ Христа, и слово его осталось с нами. Тот не тот - это большой вопрос. Для нас тот! Ну, а в райском саду – и так все ясно – отозвался, пространно рассуждая, молодой человек - Искушению поддались Адам и Ева. И Бог сказал Еве - Будешь рожать в крови и муках. А впрочем, Бог Адама слепил из земли, можно сказать из того, что создал. А Еву из его ребра. А ребро знаете, не так как другие кости. Оно не имеет внутри мозга. Так, что путного можно от женщины ждать? И почему создатель не создал ее из другого органа?
- Э-э! Молодой человек, как вы наивны. И в такие дебри залезли, что и не выберешься. Вы же не женоненавистник, чтобы так рассуждать. Занесло вас далеко молодой человек и кидает из стороны в сторону. Бог с ними, этими ребрами. Я о другом. Вернемся к разговору со священником. Спрашиваю я его - Кровосмешение грех или нет? - Грех – говорит – Тогда, скажите - Почему же вы не осуждаете человечество, ведь оно появилось от кровосмешения. Вначале, ведь были только Адам и Ева. Потом братья и сестры. Отсюда следует, что не может бог карать за грехи, которые предоопределил сам, свыше. Молчит церковное лицо. Потом, прогундявил - Нет, вы не правы – мол, всё сказано в евангелии, а не по вашему разумению и сбежал. А как же объясните, если грех предоопределен с зарождения жизни. Получается и покаяние теряет свой смысл.
- Вот, вот грешим, грешим - подхватил Иваныч - Дожили. Пошел в церковь, замолил грехи. И дальше греши. А ведь от догляда божьего не скроешься.
- Мудрствуете лукаво - не выдержал молодой – Кого кидает из стороны в сторону еще надо разобраться – взглянул он на профессора - Я вот, что хочу сказать. Христос не в страхе, а - в любви. Кто отлучит нас от любви божьей, когда она во всем. В нижайшей травинке, в кроткой твари и в самом человеке. И любовь эта жертвенна. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. А вы карать, карать…
- Интересно наговорили. По-ученому. Верно-то верно, что Христос в любви и ради любви собою жертвовал. Но он и в страхе. Вот вам и восток. Деспотия откуда? Но сейчас о другом. Раз вы, как видать заглядывали в евангелие, то помните слова - бодрствуйте, потому, что не знаете в который час господь прийдет. Раньше в страхе и жили. Было как, преступил закон божий и будто придвинул конец света. Наши предки мыслили глобально. А теперь что? Сущность божья потеряна – сам уже учённо резюмировал профессор.
- Так глобально мыслили, что конец света придвинули - продолжил с ехидцей молодой человек – И прописан он уже на 2012 год. Это и в библии говорят написано, и Ванга предрекала, и Нострадамус, и индейцы майя.
- Ну и каша у вас в голове молодой человек. Видимо, конец света еще раньше в душах человечьих наступил, оттого, что такая белеберда в мозгах – отозвался профессор.
- Верно. Конец света не одно столетие предсказывают. А мир стоит на месте, как штык и будет стоять. Только вот, всё дальше и дальше отходим от истинной веры. Измельчали – увлекшись полемикой, громогласно заявил Иваныч.
Да так громко, что пассажиры по соседнему купе плацкарта, заглянули к ним. Они и так посмеивались, прислушиваясь к их чудному разговору. Плацкарт есть плацкарт - всё как на ладони видно и слышно.
- Конечно, отходим от веры - не замечая улыбающихся соседских физиономий, продолжил молодой человек и тоже возмущаясь, повысил голос- Какая там вера, если протестанты однополые браки благославляют.
- Вы не путайте божий дар с яичницей. О чем вы говорите! Мы говорим об ответственности перед ликом святых, которые передали нам свечу веры. Не преступи закон божий - воскликнул Иваныч, повторив слова профессора – Бог с ними, с протестантами. Где наша истинная вера? Где она? И пшика не осталось. Жестокосердие пришло. А господь страдал. Вопрошал - С кем ты человек - с грехом или добродетелью? Господь дал свободу выбора. А восприняли, как вседозволенность. Вот так - рубанув воздух рукой, заключил рагоряченный беседой Иваныч.
- Помилуй господи, что вы так разгорячились. Свобода свободой. Каждый, пусть, как хочет так ее и понимает. У нас ведь светское государство. Меня другое тревожит. Понимания между самими верами нет. Это вводит людей в заблуждение. А Бог-то един! И это неоспоримая аксиома для всех – подхватил молодой человек - А вот возникает извечный вопрос? Почему бог разделил пути к себе? К своей истине. Такую сумятицу внес в сердца людей. Здесь и Магомед, и Иисус и Будда. Каждая из церквей оспаривает право на истину. Так, где же настоящая, подлинная истина?
- Не бог разделил, а люди. Во вред себе живет человек. Понятия сместились. Полюса и те, как известно, понемногу смещаются. Перевернется земля, может тогда и прозреют все. Катаклизмы людям нужны. Апокалипсиса ждут. Страшно. Способность к самопожертвованию пропала – продолжил запальчиво беседу профессор - А в чём корень истинной веры? Себя – нет для себя. И идти к вере надо в мытарствах и сомнениях. Нелегок путь. И каждому народу дан свой особый путь, по его древнему разумению. У кого жрецы были, у кого волхвы,а к вере пришли все. Правда, каждый к своей. Согласия нет. Но Человечество, в конечном счёте, должно объединится. А люди, бог знает, где ищут истину, и во Вселенной, и в паралельных мирах, и тут же мистика, НЛО. Свихнулись все. А кто владеет самой глубокой тайной? Всевышний! Может, она на самом генетическом уровне заложена. Но никому, в наш век, нет дела, ни до неё, ни до бога. В церквах люди смотрят на службу, как на красивый ритуал или даже, как на бесплатный спектакль и всё. Вот, современный человек и думает- может бог и не нужен вовсе, раз он разделил народы на верных и неверных. А раньше вера была, как глоток воздуха.
- Что-то, как-то туманно и надуманно. Вы сейчас зачем понятия подменяете? Причем здесь Вселенная - засомневался молодой человек - Хотя, согласен. Большой вопрос. Что, моему современнику искать у Христовой истины? А тем более во Вселенной, вместе с НЛО, если вся жизнь наперекосяк. А вы верные, неверные. Оглянёшься, вокруг - еле выживают люди, а не живут. И Христос не помощник в реальных трудностях. То ли не хочет, то ли не может. Вот и заносит людей в крайности. Раньше знали жития святых, их дни рожденья и даты великих божеских деяний. Жили строго по религиозному календарю. Святость была. А сейчас, кому удовольствие, а кому жизнь не в жизнь. Всем не до бога. А без бога, не понимают, никак не проживешь. Чуть что бегут в церковь за помощью божьей. А вам, в ваших сомнениях, надо не перечить богу, в поисках своей истины, а идти к нему и молиться. Фарисеи, те тоже искушали Христа заумными вопросами. И вы, пожилой человек, своими речами вводите людей в заблуждение. Чему, вы только детей своих учили. Безверию, наверно.
- Молодой человек - вступился за профессора Иваныч - Вы не поняли ничего. Где запрет на поиск истины? При чём здесь фарисеи и что за выводы вы делаете. Где ваша кротость верующего. Ни с того, ни с сего бранитесь. Разговор уводите в сторону на личное. И близкие, тут совсем не при чем.
- Да, я разве отрицаю бога - обиделся нежданно профессор - Я может, верю сильнее вас в него. Ты - перешел он, неожиданно, на ты - Нахватался верхушек, а в суть не хочешь взглянуть. А дети мои выросли нормальными людьми. И я горжусь ими. Обидеть меня, что ли хотели? - перешел опять он на вы.
- Вы не так меня поняли - промямлил молодой человек.
Немного помолчали, прислушиваясь к неугомонному перестуку колес. За окном, день клонился к вечеру.
- Ну, будет, молодой человек - первым заговорил профессор - Я не злопамятен. Надеюсь, на личное переходить больше не придется. Полемика требует холодной и ясной головы. Продолжим же нашу полемику. Вот скажи - дьявол есть?
- Есть - неохотно, кивнул головой, молодой человек.
- Откуда он появился? Молчишь. Вот летал, сам по себе, по небу сонм ангелов, творил благие дела. И был у них предводитель - Люцифер. Видит он, что Бог творит всё сам и всё по существу - саму жизнь! А они получается, всякую мелочь творят. Какие-то благие дела. Зависть взяла его. Он-то, тоже при силе, и попросил он бога, как верховного, чтобы доверил ему лично, что-то важное сотворить на земле. А бог не доверил и начал он своевольничать. Дал людям, помимо воли бога, огонь. Вот вам и Люцифер-дьявол. Вот вам и грехи. Гордыня и зависть. Всё пошло с неба. А человеку дай свободу без веры и на земле будет содом и гомора. Вот так молодой человек!
- Вы что-то наговорили такого, что сразу не разберешь. Вы то сами поняли, что сказали. Тумана напустили, пуще прежнего. А как же заповеди - не убий, не укради…и другие. Каждый ведь их в душе носит, верует он или не верует, свободный он или подневольный. И старается их соблюдать. А со временем, многие, мудрея, приходит к вере. А как же иначе.
- Что-то не все мудреют. Человек заповеди знает, да только не так, как раньше знал. Раньше знали, что с каждым неправедным поступком сатана прибирает душу. Не впасть в искушение - вот, что волновало. Хаос не внести в душу. Не разрушить гармонию отношений между богом и человеком. Истинно верующий - это не значит соблюдать заповеди – назидательно заключил профессор, глядя на молодого человека, как на несмыслёныша.
- Это точно. Вера сидит внутри нас. И надо к ней прийти осознанно. А то придут в церкву. Постоят для проформы со свечками в руках и уже верующие. Тпфу – Лицемеры, нечестивцы - возмутился Иваныч – Возомни себя превыше всех и ты уже с чёртом внутри, а не с богом.
- И я же об этом. Человек раньше, боялся отдать чёрту душу - согласился молодой человек - Боялся, а что будет потом со мной, с моим потомством. И пойдут грешники в муку вечную - сказано в евангелии. А потом революции, политики, разворошили человека, вытряхнули из него душу и пошло все кувырком. Нечестивой стала жизнь. Сомнение в чувствах поселилось. Дьявол взял верх над людьми. А его надо бы в ад загнать и не выпускать оттуда.
- Суетное высокомерие губит человека - заговорил высокопарно Иваныч, (удивительно,откуда, только такие слова взялись в его речи) - По жизни знаю. Знакомый генерал, ну, все имел. Нет, давай ему все больше и больше. Жадность и нажива! А ей предела нет. В итоге все потерял и даже жена ушла. А раньше было как. Десятину отдать с прибытка - святое дело.
- Дайте страждущим потребной рукой. Так в библии написано - подтвердил профессор
- По мне лучше всякого богатства, простой росинкой на земле быть. И то польза, какая- никакая. Хоть птахе будет, чем жажду утолить. По скромности твоей, и возздастся тебе по заслугам - глубокомысленно выдал молодой человек.
- Откровения не стало в человеке - подхватил так же высокопарно профессор - Раньше сокровенное, только богу несли. А сейчас к экстрасенсам и еще собою кичаться. Выставили, публично, всё наружу. Всю свою неприглядную наготу и еще гордятся своим безобразием.
А кроткого, любящего, считают за слабака. Бесы и все тут сказано. Достоевского на них не хватает. Он бы их вывел на чистую воду. Одно слово бесы. Сказано-не создавай царства божьего на земле. И церковники многие, как бесы. Иномарки дорогие, пренебрежение к пастве. Христос такого не позволял ни себе, ни другим. Ко всем равно относился и к падшим, и к праведным.
- Вот вы опять против бога выступаете. Судите его людскими мерками. А он не от мира сего - язвительно заметил молодой человек.
- Да, не против бога - раздраженно и впервые чуть не выкрикнул профессор - А против бессмыслицы церковной. Которая, своим святошеством, барством на корню в людях отбивает веру. Из священиков в зажравшихся попов превратились. А они должны священодействовать, словом и делом явить нам образ Христа. А оно всё наоборот. И если разобраться, то Христа кто предал? Те, что в храме внимали, его же святым сокровенным словам.
- Не трогайте Христа со своими домыслами. Он до каждого сердца хотел достучаться. Не зря колокол, как сердечными ударами призывает людей в храм, к молитве. Вы лучше, сходите в храм. Прийдите к богу, а не к церковнику- попу. Да вам уже пора подумать о душе. Тихо, ходить в церкву, как мышке и замаливать грехи. Молитва очищает от всякой заумной скверны. Молиться и еще раз молиться, а не разглагольствовать, черт знает о чем - понесло молодого человека, от обиды за такое кощунственное трактование Христовой жизни.
Профессор демонстративно отвернулся к окну, показывая всем видом, что разговор окончен.
- А вы молодой человек не чертыхайтесь. А еще говорите, что верующий. Лучше помолчите, коль не понимаете о чем речь. Кто о попах, а кто о вере. Вы, гляжу, как нет аргументов, так сразу на личное переходите. Деток имеете, наверно, своих , а лишний раз черта поминаете - отрезал Иваныч по-военному, просто и чётко.
- А я и есть верующий. И причем здесь дети - только и прошептал обиженно молодой человек.
Опять все примолкли. Не получалось согласия в разговоре, что не характерно для дорожных мимолетных посиделок.
- Да не обижайся – помолчав, примирительно произнес Иваныч - Душа болит. Измельчало всё - и он с горечью выдохнул - Мне вот, что земляки написали. Я ведь южанин-степняк. У одного хутора, «поисковики», откопали останки бойцов, стоявших там насмерть. А бои шли, не дай бог, какие – не на жизнь, а на смерть. Решили казаки, похоронить останки героев в братской могиле. С почестью. На кладбище, ветераны, те, что остались еще в живых, подобрали и место. Собрались хуторяне, а останков нет. Оказывается, останки «поисковики» привезли в местную администрацию, а те затребовали справку из области, что разрешается захоронить. А справки то нет. Вот администрация и послала их подальше - Где выкопали, там и закопайте. Вот так, косточки потревожили геройски погибших ребят, а предать по-человеческому земле не дали. Не тревожьте, мол, нас по пустякам – Закопайте, где откопали - повторил горестно Иваныч и, добавив - Стыд потеряли – тоже замолчал.
Профессор неодобрительно покачал головой, мол, слов нет на такое кощунство.
-Гады - только и сказал молодой человек.
Наступила тишина. Вновь послышался перестук колес, уносящий поезд по бескрайним дорогам Матушки-России. Все ближе и ближе неслись к югу, к степным, пропахших полынкой и хлебом просторам. Все уставились в окно. От мельтешенья столбов, перелесков рябило в глазах. Каждый думал о своем. О сложностях понимания переплетений жизненных и божеских. И каждый был по- своему прав, хотя истина вроде одна.
Вечерело. В вагоне притихло.
Вдруг, Иваныч, нарушив тишину, тихо сказал - А мы с женой, вот на старости лет, берем опекунство над внуками. Горе у нас большое. Сынок погиб в автокатастрофе. А следом и невестки не стало. Тромб оторвался. Уж больно сильно пережила потерю. А за какие грехи бог их, молодых прибрал? Не пойму. Чистые были люди. Мы, что ли со старухой нагрешили где. Вот и все рассуждения о высших материях. А в чем замысел божий для каждого - не ведаем. А оно вот как бывает. Сказал я старухе - Во чтобы ни стало, подымем внуков. Начинаем, мол, сызнова жизнь. И стареть теперь нельзя. И жить надо, с божьей милости, долго и с пользой для детей. А их у нас с тобой снова двое.
И вновь все примолкли. Послышался мерный перестук колес. Зажглись первые, мерцающие вдали, огоньки.
Категория: Рассказы Автор: Анатолий Токарев нравится 0   Дата: 20:11:2011


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru