Мерно, на стыках рельс, постукивали колеса. Поезд катился на юг.
Пассажиры уже пообвыклись. Разговор шел, непринужденно, как говорится само собой…
Не мешал беседе и зудящий, будничный шум плацкарта.
За столом сидели - седой интеллигентного вида старичок, при галстуке, представившийся профессором, а напротив, прямо и уверенно держащийся молодой человек, лет тридцати, и рядом с ним, по-военному подтянутый, строгий пожилой мужчина. Как оказалось при знакомстве - полковник в отставке.
- Так вот - продолжил профессор, с хитрым прищуром умных глаз – Иваныч - обращаясь к полковнику - Спрашиваю я, значит, священника - Как же бог, так лукаво с прачеловеком, поступил. Оставил Адама и Еву под присмотром чёрта.
- Как это чёрта - удивился Иваныч.
- А как же не чёрта. Сейчас объясню - воскликнул профессор.
- Вы что-то все перевираете - отозвался молодой человек - Сад-то райским был. Ангельским можно сказать. А вы поминаете чёрта.
- Так, так - ухватился за мысль профессор – Скажите - ка! Падший ангел-это черт?
- Черт! Точно черт – отчеканил, удивясь такой простой мысли Иваныч.
- Вот, вот. Следите за ходом мысли. Так вот я и говорю. Яблоко-то не зря было оставлено. Знал всевышний, что это искушение. Вот и подумайте, зачем он яблоко оставил, а в присмотр назначил черта - увидев недовольное лицо молодого человека, смягчился - Ну хорошо, хорошо ангела. Ангела падшего впоследствии. Но и у дьявола были свои ангелы.
- Вы все путаете. Черт есть черт, а ангел есть ангел. Свет и тьма две извечные ипостаси и чего их смешивать - недовольно пробурчал молодой человек.
- Молодой человек - подал голос Иваныч - Так разговор о другом.Об искушении. Вы слушайте внимательно. Вдумывайтесь в смысл. А то бог знает, о чем говорите.
- Да! Слушайте молодой человек и вникайте. Так вот. Священник замялся – Мол, так да не так. А я ему дальше - Так кто же первым совратил человека?
Молодой человек не выдержал – Бог, создатель человека и всего тварного мира, и в его власти творить по своему божественному разумению. А вы совратил первым. Первым было слово. Вы ж этого не отрицаете? И слово это было - любовь! Любовь, ко всему сущему и в том числе к сотворенному им человеку.
- Так оно так - резанул Иваныч - Со слова все и началось. И сотворил он мир за шесть дней. Так что ли?
- Ну, не совсем так - засомневался молодой человек - Наука шагнула вперед. И церковь, вроде, эволюционного развития не отрицает. Всё-то изначально сотворено богом. Со слова-то началось
– замялся он, видимо, запутавшись в своих рассуждениях – Со слова…- примолк и выпалил - Евангелисты и те говорят, что слово первое, а храм второе. И всё оттого, объясняют, что он рукотворный – и заключил озадаченно - А как же вот писание? В нем вроде такого нет.
- Вы тут чего-то наговорили. Наумничали. Ну ладно, коснемся писания. Христос, да! Проповедовал словом! Но не писал. А как оно было, никто не знает. Это потом понаписали апостолы. А правильно ли его поняли? Вот в чем вопрос! Читаешь, а между ними, апостолами, такая разница возникает, а порой и путаница.
- Что вы все время бога отрицаете. Все вам не так. А у кого путаница, еще надо разобраться - возмутился молодой человек.
- Да, не отрицаю я бога. Я хочу разобраться в противоречиях. Равнодушным здесь быть грешно. Давайте разберемся. Вот если заглянуть поглубже и образ Христа претерпевал метаморфозы восприятия. Сейчас образ его воспринимается нами, как на рукотворной иконе, по подобию человеческому. Может это и так. Не зря же мы еще величаем Христа - Сын человеческий. Но иконы ведь запрещались в незапамятные времена. И существовало мнение, что это вовсе не человек, а свет! Могучий столб всеочищающего и всеосвящающего божеского света. А кого ждало человечество!? Не свет с неба, а Мессию, в образе человека. Да, того, кто бы огнем, осудил грешников. И вот он явился в человечьем облике. Да еще взял и пришел со словом любви, а не осуждения. Видать, не с тем, словом пришел. Не тот оказался мессия. Вы не обратили внимание, что у христианства азиатское лицо. Европейцы сами до него бы не додумались. Александр Македонский, первый прорубил окно в Азию. И потекла в Европу свежая струя всяких мифов. А мессию, в образе Христа, с восточной хитростью взяли. Убили. Распяли! Может он не в том месте пришел, а может таков был замысел божий. Крест жертвенный ему дано было нести на Голгофу, под ударами и плевками людскими. Получилось, все против бога, а бог против всех. Ну да ладно - это особая тема. Вернемся к райскому саду.
- А ведь и, правда - задумчиво произнес Иваныч - влезешь в ледянную воду. Ошпаришься, вылезешь. Всё тело горит, будто из огненных нитей соткано. Не случайно видать, крещение в воде проводят.
- Что-то вы не то говорите. Главное - жертва его была не напрасна. На кресте он смерть принял, чтоб возродиться. И крест - знамя торжества, а не поражения. И образ Христа, и слово его осталось с нами. Тот не тот - это большой вопрос. Для нас тот! Ну, а в райском саду – и так все ясно – отозвался, пространно рассуждая, молодой человек - Искушению поддались Адам и Ева. И Бог сказал Еве - Будешь рожать в крови и муках. А впрочем, Бог Адама слепил из земли, можно сказать из того, что создал. А Еву из его ребра. А ребро знаете, не так как другие кости. Оно не имеет внутри мозга. Так, что путного можно от женщины ждать? И почему создатель не создал ее из другого органа?
- Э-э! Молодой человек, как вы наивны. И в такие дебри залезли, что и не выберешься. Вы же не женоненавистник, чтобы так рассуждать. Занесло вас далеко молодой человек и кидает из стороны в сторону. Бог с ними, этими ребрами. Я о другом. Вернемся к разговору со священником. Спрашиваю я его - Кровосмешение грех или нет? - Грех – говорит – Тогда, скажите - Почему же вы не осуждаете человечество, ведь оно появилось от кровосмешения. Вначале, ведь были только Адам и Ева. Потом братья и сестры. Отсюда следует, что не может бог карать за грехи, которые предоопределил сам, свыше. Молчит церковное лицо. Потом, прогундявил - Нет, вы не правы – мол, всё сказано в евангелии, а не по вашему разумению и сбежал. А как же объясните, если грех предоопределен с зарождения жизни. Получается и покаяние теряет свой смысл.
- Вот, вот грешим, грешим - подхватил Иваныч - Дожили. Пошел в церковь, замолил грехи. И дальше греши. А ведь от догляда божьего не скроешься.
- Мудрствуете лукаво - не выдержал молодой – Кого кидает из стороны в сторону еще надо разобраться – взглянул он на профессора - Я вот, что хочу сказать. Христос не в страхе, а - в любви. Кто отлучит нас от любви божьей, когда она во всем. В нижайшей травинке, в кроткой твари и в самом человеке. И любовь эта жертвенна. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. А вы карать, карать…
- Интересно наговорили. По-ученому. Верно-то верно, что Христос в любви и ради любви собою жертвовал. Но он и в страхе. Вот вам и восток. Деспотия откуда? Но сейчас о другом. Раз вы, как видать заглядывали в евангелие, то помните слова - бодрствуйте, потому, что не знаете в который час господь прийдет. Раньше в страхе и жили. Было как, преступил закон божий и будто придвинул конец света. Наши предки мыслили глобально. А теперь что? Сущность божья потеряна – сам уже учённо резюмировал профессор.
- Так глобально мыслили, что конец света придвинули - продолжил с ехидцей молодой человек – И прописан он уже на 2012 год. Это и в библии говорят написано, и Ванга предрекала, и Нострадамус, и индейцы майя.
- Ну и каша у вас в голове молодой человек. Видимо, конец света еще раньше в душах человечьих наступил, оттого, что такая белеберда в мозгах – отозвался профессор.
- Верно. Конец света не одно столетие предсказывают. А мир стоит на месте, как штык и будет стоять. Только вот, всё дальше и дальше отходим от истинной веры. Измельчали – увлекшись полемикой, громогласно заявил Иваныч.
Да так громко, что пассажиры по соседнему купе плацкарта, заглянули к ним. Они и так посмеивались, прислушиваясь к их чудному разговору. Плацкарт есть плацкарт - всё как на ладони видно и слышно.
- Конечно, отходим от веры - не замечая улыбающихся соседских физиономий, продолжил молодой человек и тоже возмущаясь, повысил голос- Какая там вера, если протестанты однополые браки благославляют.
- Вы не путайте божий дар с яичницей. О чем вы говорите! Мы говорим об ответственности перед ликом святых, которые передали нам свечу веры. Не преступи закон божий - воскликнул Иваныч, повторив слова профессора – Бог с ними, с протестантами. Где наша истинная вера? Где она? И пшика не осталось. Жестокосердие пришло. А господь страдал. Вопрошал - С кем ты человек - с грехом или добродетелью? Господь дал свободу выбора. А восприняли, как вседозволенность. Вот так - рубанув воздух рукой, заключил рагоряченный беседой Иваныч.
- Помилуй господи, что вы так разгорячились. Свобода свободой. Каждый, пусть, как хочет так ее и понимает. У нас ведь светское государство. Меня другое тревожит. Понимания между самими верами нет. Это вводит людей в заблуждение. А Бог-то един! И это неоспоримая аксиома для всех – подхватил молодой человек - А вот возникает извечный вопрос? Почему бог разделил пути к себе? К своей истине. Такую сумятицу внес в сердца людей. Здесь и Магомед, и Иисус и Будда. Каждая из церквей оспаривает право на истину. Так, где же настоящая, подлинная истина?
- Не бог разделил, а люди. Во вред себе живет человек. Понятия сместились. Полюса и те, как известно, понемногу смещаются. Перевернется земля, может тогда и прозреют все. Катаклизмы людям нужны. Апокалипсиса ждут. Страшно. Способность к самопожертвованию пропала – продолжил запальчиво беседу профессор - А в чём корень истинной веры? Себя – нет для себя. И идти к вере надо в мытарствах и сомнениях. Нелегок путь. И каждому народу дан свой особый путь, по его древнему разумению. У кого жрецы были, у кого волхвы,а к вере пришли все. Правда, каждый к своей. Согласия нет. Но Человечество, в конечном счёте, должно объединится. А люди, бог знает, где ищут истину, и во Вселенной, и в паралельных мирах, и тут же мистика, НЛО. Свихнулись все. А кто владеет самой глубокой тайной? Всевышний! Может, она на самом генетическом уровне заложена. Но никому, в наш век, нет дела, ни до неё, ни до бога. В церквах люди смотрят на службу, как на красивый ритуал или даже, как на бесплатный спектакль и всё. Вот, современный человек и думает- может бог и не нужен вовсе, раз он разделил народы на верных и неверных. А раньше вера была, как глоток воздуха.
- Что-то, как-то туманно и надуманно. Вы сейчас зачем понятия подменяете? Причем здесь Вселенная - засомневался молодой человек - Хотя, согласен. Большой вопрос. Что, моему современнику искать у Христовой истины? А тем более во Вселенной, вместе с НЛО, если вся жизнь наперекосяк. А вы верные, неверные. Оглянёшься, вокруг - еле выживают люди, а не живут. И Христос не помощник в реальных трудностях. То ли не хочет, то ли не может. Вот и заносит людей в крайности. Раньше знали жития святых, их дни рожденья и даты великих божеских деяний. Жили строго по религиозному календарю. Святость была. А сейчас, кому удовольствие, а кому жизнь не в жизнь. Всем не до бога. А без бога, не понимают, никак не проживешь. Чуть что бегут в церковь за помощью божьей. А вам, в ваших сомнениях, надо не перечить богу, в поисках своей истины, а идти к нему и молиться. Фарисеи, те тоже искушали Христа заумными вопросами. И вы, пожилой человек, своими речами вводите людей в заблуждение. Чему, вы только детей своих учили. Безверию, наверно.
- Молодой человек - вступился за профессора Иваныч - Вы не поняли ничего. Где запрет на поиск истины? При чём здесь фарисеи и что за выводы вы делаете. Где ваша кротость верующего. Ни с того, ни с сего бранитесь. Разговор уводите в сторону на личное. И близкие, тут совсем не при чем.
- Да, я разве отрицаю бога - обиделся нежданно профессор - Я может, верю сильнее вас в него. Ты - перешел он, неожиданно, на ты - Нахватался верхушек, а в суть не хочешь взглянуть. А дети мои выросли нормальными людьми. И я горжусь ими. Обидеть меня, что ли хотели? - перешел опять он на вы.
- Вы не так меня поняли - промямлил молодой человек.
Немного помолчали, прислушиваясь к неугомонному перестуку колес. За окном, день клонился к вечеру.
- Ну, будет, молодой человек - первым заговорил профессор - Я не злопамятен. Надеюсь, на личное переходить больше не придется. Полемика требует холодной и ясной головы. Продолжим же нашу полемику. Вот скажи - дьявол есть?
- Есть - неохотно, кивнул головой, молодой человек.
- Откуда он появился? Молчишь. Вот летал, сам по себе, по небу сонм ангелов, творил благие дела. И был у них предводитель - Люцифер. Видит он, что Бог творит всё сам и всё по существу - саму жизнь! А они получается, всякую мелочь творят. Какие-то благие дела. Зависть взяла его. Он-то, тоже при силе, и попросил он бога, как верховного, чтобы доверил ему лично, что-то важное сотворить на земле. А бог не доверил и начал он своевольничать. Дал людям, помимо воли бога, огонь. Вот вам и Люцифер-дьявол. Вот вам и грехи. Гордыня и зависть. Всё пошло с неба. А человеку дай свободу без веры и на земле будет содом и гомора. Вот так молодой человек!
- Вы что-то наговорили такого, что сразу не разберешь. Вы то сами поняли, что сказали. Тумана напустили, пуще прежнего. А как же заповеди - не убий, не укради…и другие. Каждый ведь их в душе носит, верует он или не верует, свободный он или подневольный. И старается их соблюдать. А со временем, многие, мудрея, приходит к вере. А как же иначе.
- Что-то не все мудреют. Человек заповеди знает, да только не так, как раньше знал. Раньше знали, что с каждым неправедным поступком сатана прибирает душу. Не впасть в искушение - вот, что волновало. Хаос не внести в душу. Не разрушить гармонию отношений между богом и человеком. Истинно верующий - это не значит соблюдать заповеди – назидательно заключил профессор, глядя на молодого человека, как на несмыслёныша.
- Это точно. Вера сидит внутри нас. И надо к ней прийти осознанно. А то придут в церкву. Постоят для проформы со свечками в руках и уже верующие. Тпфу – Лицемеры, нечестивцы - возмутился Иваныч – Возомни себя превыше всех и ты уже с чёртом внутри, а не с богом.
- И я же об этом. Человек раньше, боялся отдать чёрту душу - согласился молодой человек - Боялся, а что будет потом со мной, с моим потомством. И пойдут грешники в муку вечную - сказано в евангелии. А потом революции, политики, разворошили человека, вытряхнули из него душу и пошло все кувырком. Нечестивой стала жизнь. Сомнение в чувствах поселилось. Дьявол взял верх над людьми. А его надо бы в ад загнать и не выпускать оттуда.
- Суетное высокомерие губит человека - заговорил высокопарно Иваныч, (удивительно,откуда, только такие слова взялись в его речи) - По жизни знаю. Знакомый генерал, ну, все имел. Нет, давай ему все больше и больше. Жадность и нажива! А ей предела нет. В итоге все потерял и даже жена ушла. А раньше было как. Десятину отдать с прибытка - святое дело.
- Дайте страждущим потребной рукой. Так в библии написано - подтвердил профессор
- По мне лучше всякого богатства, простой росинкой на земле быть. И то польза, какая- никакая. Хоть птахе будет, чем жажду утолить. По скромности твоей, и возздастся тебе по заслугам - глубокомысленно выдал молодой человек.
- Откровения не стало в человеке - подхватил так же высокопарно профессор - Раньше сокровенное, только богу несли. А сейчас к экстрасенсам и еще собою кичаться. Выставили, публично, всё наружу. Всю свою неприглядную наготу и еще гордятся своим безобразием.
А кроткого, любящего, считают за слабака. Бесы и все тут сказано. Достоевского на них не хватает. Он бы их вывел на чистую воду. Одно слово бесы. Сказано-не создавай царства божьего на земле. И церковники многие, как бесы. Иномарки дорогие, пренебрежение к пастве. Христос такого не позволял ни себе, ни другим. Ко всем равно относился и к падшим, и к праведным.
- Вот вы опять против бога выступаете. Судите его людскими мерками. А он не от мира сего - язвительно заметил молодой человек.
- Да, не против бога - раздраженно и впервые чуть не выкрикнул профессор - А против бессмыслицы церковной. Которая, своим святошеством, барством на корню в людях отбивает веру. Из священиков в зажравшихся попов превратились. А они должны священодействовать, словом и делом явить нам образ Христа. А оно всё наоборот. И если разобраться, то Христа кто предал? Те, что в храме внимали, его же святым сокровенным словам.
- Не трогайте Христа со своими домыслами. Он до каждого сердца хотел достучаться. Не зря колокол, как сердечными ударами призывает людей в храм, к молитве. Вы лучше, сходите в храм. Прийдите к богу, а не к церковнику- попу. Да вам уже пора подумать о душе. Тихо, ходить в церкву, как мышке и замаливать грехи. Молитва очищает от всякой заумной скверны. Молиться и еще раз молиться, а не разглагольствовать, черт знает о чем - понесло молодого человека, от обиды за такое кощунственное трактование Христовой жизни.
Профессор демонстративно отвернулся к окну, показывая всем видом, что разговор окончен.
- А вы молодой человек не чертыхайтесь. А еще говорите, что верующий. Лучше помолчите, коль не понимаете о чем речь. Кто о попах, а кто о вере. Вы, гляжу, как нет аргументов, так сразу на личное переходите. Деток имеете, наверно, своих , а лишний раз черта поминаете - отрезал Иваныч по-военному, просто и чётко.
- А я и есть верующий. И причем здесь дети - только и прошептал обиженно молодой человек.
Опять все примолкли. Не получалось согласия в разговоре, что не характерно для дорожных мимолетных посиделок.
- Да не обижайся – помолчав, примирительно произнес Иваныч - Душа болит. Измельчало всё - и он с горечью выдохнул - Мне вот, что земляки написали. Я ведь южанин-степняк. У одного хутора, «поисковики», откопали останки бойцов, стоявших там насмерть. А бои шли, не дай бог, какие – не на жизнь, а на смерть. Решили казаки, похоронить останки героев в братской могиле. С почестью. На кладбище, ветераны, те, что остались еще в живых, подобрали и место. Собрались хуторяне, а останков нет. Оказывается, останки «поисковики» привезли в местную администрацию, а те затребовали справку из области, что разрешается захоронить. А справки то нет. Вот администрация и послала их подальше - Где выкопали, там и закопайте. Вот так, косточки потревожили геройски погибших ребят, а предать по-человеческому земле не дали. Не тревожьте, мол, нас по пустякам – Закопайте, где откопали - повторил горестно Иваныч и, добавив - Стыд потеряли – тоже замолчал.
Профессор неодобрительно покачал головой, мол, слов нет на такое кощунство.
-Гады - только и сказал молодой человек.
Наступила тишина. Вновь послышался перестук колес, уносящий поезд по бескрайним дорогам Матушки-России. Все ближе и ближе неслись к югу, к степным, пропахших полынкой и хлебом просторам. Все уставились в окно. От мельтешенья столбов, перелесков рябило в глазах. Каждый думал о своем. О сложностях понимания переплетений жизненных и божеских. И каждый был по- своему прав, хотя истина вроде одна.
Вечерело. В вагоне притихло.
Вдруг, Иваныч, нарушив тишину, тихо сказал - А мы с женой, вот на старости лет, берем опекунство над внуками. Горе у нас большое. Сынок погиб в автокатастрофе. А следом и невестки не стало. Тромб оторвался. Уж больно сильно пережила потерю. А за какие грехи бог их, молодых прибрал? Не пойму. Чистые были люди. Мы, что ли со старухой нагрешили где. Вот и все рассуждения о высших материях. А в чем замысел божий для каждого - не ведаем. А оно вот как бывает. Сказал я старухе - Во чтобы ни стало, подымем внуков. Начинаем, мол, сызнова жизнь. И стареть теперь нельзя. И жить надо, с божьей милости, долго и с пользой для детей. А их у нас с тобой снова двое.
И вновь все примолкли. Послышался мерный перестук колес. Зажглись первые, мерцающие вдали, огоньки.
|