Современная система образования в СНГ опирается на постулаты "Болонской конвенции". Хорошо это или плохо? "Вопрос, конечно интересный..."- сказал бы один известный киногерой. Вопрос, действительно, крайне важен для агонирующей системы среднего и высшего образования.
Итак, свое название «Болонский процесс» получил от итальянского города Болонья, в котором в 1999 году 29 министров европейских стран приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей».
Кроме того, получив диплом бакалавра, продолжить образование в магистратуре смогут далеко не все студенты. Чтобы взойти на вторую ступень европейской системы, понадобится не только определенный багаж знаний, но и запас денег, бесплатных магистратур не будет.
По сути, применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока не решенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тыс. евро в год. А ведь общество сегодня оголтело стремится именно к европейским стандартам».
Общий курс обучения составит около 7 лет, 3–4 из которых студенту, вероятно, придется оплачивать из своего кармана. Если, конечно, это не сделает организация, для которой готовится специалист. Такая практика взаимоотношений работодателей с потенциальными кадрами, увы, редка. Ставку на сотрудничество с работодателями делают в основном негосударственные вузы, поэтому можно предположить, что именно в «частном секторе» «Болонский процесс» пойдет полным ходом.
Сформулированные в статье проблемы носят дискуссионный характер, они могут быть предметом обсуждения на педагогических советах, конференциях, «круглых столах». Такое обсуждение поможет сформировать общие взгляды на пути обновления содержания школьного образования. |