Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?




Конкурс №13 июнь 2017
1 место в номинации "Проза" рассказ Талгата Ишемгулова "Ястребок". В номинации "Лирика" 1 место Иван Малов с подборкой стихов "Степью навеяны строки".











Я б в психологи пошел

В последние 10-15 лет профессия психолога стала достаточно популярной в странах СНГ. Уже у многих людей, не имеющих специального образования, есть представления о том, кто такие психологи, чем они занимаются. Часто юноши и девушки, готовясь войти во взрослую жизнь, имеют частичное представление о вышеназванной профессии и желание быть профессиональным психологом. На занятиях, посвященных профориентационным вопросам, педагоги и специалисты социально-психологической службы школы обращают внимание старшеклассников на то, что в выборе профессии важны не только желания, интересы, но и соотнесение результатов т.н. профессиограммы и психограммы. Часто даже некоторое несоответствие личностных параметров требованиям профессии не останавливает будущих специалистов. В таком случае, что ребята получат в результате? Неудовлетворенность, появившаяся в ходе обучения в высшей школе, (в лучшем случае) приведет к переходу на другой факультет. Если же неудовлетворенность выбранной профессией достигнет своего пика в ходе исполнения молодым специалистом своих профессиональных обязанностей, то в таком случае будет несколько сложнее сменить род деятельности. Если в период обучения в институте\университете студента финансово поддерживали родители, то, будучи самостоятельным молодым специалистом, приходится думать не только о необходимости \ желании сменить вид деятельности, но и о том, сколько понадобится времени, финансовых средств на получение дополнительного образования в том профессиональном направлении, которое видится более подходящим. Далеко не все могут себе позволить перейти даже с того места работы, которое не приносит удовлетворения, на другое, исходя только из чувства дискомфорта. В результате такой «психолог» исполняет свои профессиональные обязанности не просто без энтузиазма, креатива, а спустя рукава. От такой работы пользы не будет ни самому «исполнителю» ни «заказчику». В большей степени такое развитие ситуации отразится на специалисте (в виде психосомотозов на фоне постоянных стрессов, депрессий, фрустрации потребности в самореализации и др.).
Есть еще одна категория людей, идущих в высшую школу за психологическими знаниями, имеющих достаточно четкое представление о том, что никогда не будут работать психологами. Как правило, это дамы среднего возраста, имеющие некоторый жизненный опыт, а также первое образование не связанное с профессиональной психологией. Для такой категории важно психологическое знание как «наука, которая может помочь в повседневной жизни» (в построении взаимоотношений с окружающими, «излечении от болезней» семейной жизни и др.). Для многих людей достаточно т.н. житейской психологии в решении подобных задач (либо они прибегают к помощи практикующих психологов). Но для данной категории не достаточно того, что они «насмотрелись, напонимались» в жизни. По сравнению с первой категорией (юноши, девушки) данный вид «психологов» сравнительно безобиден, т.к. «консультировать, корректировать» он будет, скорее всего, только узкий круг людей на уровне «кухонных переговоров».
Следующий подвид «психологус всезнающий». Такой подвид поступает в вуз не для получения знаний, умений и навыков, а для получения «корочки». «Корка» видится доказательством достаточного уровня знаний (которые имелись уже до поступления в университет). Как правило, представители такого подвида достаточно демонстративны, активно «вставляют» свое личное мнение по многим, затрагиваемым преподавателями вопросам (причем значения не имеет соотносится ли личное мнение студента с представлениями классиков – психологов или нет). Они достаточно контактны, готовы обсудить и поспорить (не важно о чем). Девиз представителей такого подвида: «Я психолог по жизни» (наверное…). О да! Страна бы много потеряла, если бы не было этой особой касты психологического братства. У них на любой вопрос есть ответ, на любой ответ есть еще один ответ. Им не нужны преподаватели, кандидаты, доктора. Зачем они нужны? Ведь этот подвид сам себе доктор (и другим кстати тоже).
Еще один вариант: «психологус желающий». Для этого народа важны интерес и цель. Чаще всего это люди, которое уже добились определенных результатов в «первой» профессии, однако на уровне житейской рефлексии, необходимости\ желания самореализовываться в период взрослости возникает стремление узнать то, что вызывает интерес, то, что может помочь в жизни, а чаще это возможность направить свою жизнь в несколько иное направление. Такой подвид старается «хватать все на лету», дополнительно заниматься, «грешит» самообразованием. Чем хорош подвид: во-первых, легко идет на контакт + «легок на подъем»; во-вторых, много слушает и мало говорит (по ходу практикуется в активном и пассивном слушании); редко задает сложные вопросы (потому как не знает специфики научного направления+стесняется показаться некомпетентным). В лучшем случае (за время получения второго высшего образования) выучит термины и основные алгоритмы работы, в худшем на практике окажется не достаточно компетентным и замучает пару-тройку клиентов. В конце концов, целеустремленность возьмет свое и «желающий», истратив изрядное количество часов своего «свободного» времени, все же научится плыть по реке профессионализма.
«Психологус знающий, но не могущий». Это жесткие теоретики. В их головах хранятся тонны информации: термины, понятия, определения, характеристики, схемы и графики. Вышеназванный груз настолько тяжел, что сил не остается на применение его в практической профессиональной деятельности. В то время как сокурсники «типа» успевали посещать пары, семинары, тренинги, конференции, мастер-классы (и, конечно же, ночные клубы) «знающий, но не могущий любил и страдал». Любил психологию во всех ее книжных проявлениях и страдал от несправедливости под названием «книг так много, а полушария всего два». «Такова сермяжная правда жизни»- подбадривали его более активные представители большого психологического братства и продолжали жить своей бурной жизнью (периодами совсем забывая о «НЕ МОГУЩЕМ»). Вышеназванные страдания переходили в полугодовые депрессии (что, по правде сказать, не могло не радовать окружающих, т.к. в период депрессивный «не могущий» не нудил, а молчал, имея легкую грусть в глазах).
«Психологус промежду прочим». Это люди, которые межу работой и семьей успевают забегать на пары в университет. Кроме того, у них и других дел множество. Однако все «деловые завалы» не мешают быть активными в области «кусочного» получения профессиональных знаний. Вечно спешащие, активные представители данного подвида бывают везде и срочно. Тут важно не получение знаний или диплома о наличии таковых, а наличие отсутствия свободного времени. Девиз: «Да знаю, да умею, но нет времени».
Все выше описанное могло бы показаться достаточно смешным (саркастичным) если бы не являлось грустным. Самое важное в проведении профориентационной работы со школьниками (в числе других целевых аудиторий) – акцент не на достоинствах и \ или недостатках профессии, а на соответствии этих самых сторонах профессии и личностных черт \ особенностей людей, выбирающих профессию. Для работы психологом вышеназванное соответствие является максимально значимым. Ведь психологи работают с душами других людей. От качества предоставляемой специалистами помощи может зависеть качество жизни клиентов.
Категория: Статьи Автор: Екатерина Моисеенко нравится 1   Дата: 27:08:2011
Пользователи которым понравилась публикация
Плынов Дмитрий


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru