I
Герцен в моей жизни?. Не Пушкин, а Герцен… Какой все-таки сложный вопрос. Жизнь и творчество Пушкина на уроках литературы разбираем каждый год. Ведь строчки «У Лукоморья дуб зеленый», «Мороз и солнце…», «Три девицы под окном…» в памяти каждого русского человека. А вот цитаты из повестей и романов Герцена - нет. С этой фамилией у большинства кировчан ассоциируется библиотека имени А.Герцена (как в народе говорят, Герценка)…
Что же собой представляет А.И.Герцен? Прежде всего, Герцен известен в истории как общественный деятель (революционер), он является критиком и носителем философской мысли, а также писателем. Именно труд Герцена как писателя заставил меня встрепенуться и поразмышлять над судьбой русской женщины-страдалицы, жившей в 19 веке.
Перечитываю роман «Кто виноват?» и удивляюсь, насколько смелым был Герцен, как беспощадно он клеймил российские порядки, и как жестоко расправлялась цензура с «нужными» страницами.
«Пустота, самая многосторонняя царила в почтенном семействе А.А.Негрова. Зачем эти люди вставали с постелей, зачем двигались, для чего жили – трудно было бы отвечать на эти вопросы». Но сам генерал Негров так не считал, он вставал в семь часов утра, «глубокомысленно» курил, как будто обдумывал какой-то важный вопрос. Он гордился собой, своим благосостоянием, высоким положением. Как сейчас говорят, Негров «сделал головокружительную карьеру». Чувство вины, раскаяние за ошибки молодости ему были неведомы. К тому же Любоньку, свою внебрачную дочь, он взял, по настоянию жены Глафиры Львовны, в дом. Следовательно, для нее он был вроде благодетеля.
Естественно, Любонька не нужна была и Глафире Львовне. Один раз, совершив «поступок», она возвысила себя в глазах общества, до конца жизни ее должна была благодарить мать Любоньки, простая русская женщина, за то, что Глафира Львовна сделала ее дочь «полубарыней».
Ведь у Любоньки сейчас было все: своя комната, красивые нарядные платья, хорошее питание. На что ей можно было обижаться?
Вот на этом вопросе остановимся. Чуткость и психологизм писателя А.Герцена прослеживается в следующих строках: «она являлась, большею частью молча, в кругу патриархальной семьи, не принимая почти никакого участия во все происходившем …В этой девице было много странного: с лицом, полным энергии, спрятались апатия и холодность, она была равнодушна». «Отчего же она всегда была задумчива? Отчего немногое веселило ее? Отчего она любила сидеть одна у себя в комнате?»
Дальше, задав ряд вопросов, писатель дает понять, что положение в доме генерала девушку, «дочь и не-дочь», тяготило. Ни генерал, ни его супруга не понимали двусмысленного положения Любоньки в доме, потому что их воспитание не позволяло им это. Они оба были грубы и лишены деликатности…
Невольно в моей голове промелькнули параллели. Две судьбы, «отягощенные грехом рождения», - типичное явление русской действительности 19 века.
Имя одной литературной героини Вы знаете, да и другое имя не менее известное – Ася (да-да, та самая тургеневская девушка – дикарка и загадка).
Герцен один из первых осуждает легкомысленность и самодурство русских помещиков. Любонька…, «что она такое, чтоб обижаться? Она всю жизнь обязана бога молить за его жену, что ей одной она обязана всем своим счастьем, что без нее она была бы не барышней, а горничной».
Мало того, он давал ей всегда понять, что между его детьми и ей огромная разница. Не каждое материнское сердце может такое вынести, а мать Любоньки, Дуня, могла, потому что у самой никогда ничего не было, она узнала, что такое роскошь, едва прикоснувшись к ней. Родив Любоньку, она снова заняла место прислуги.
Когда Любе исполнилось шестнадцать, Негров стал присматривать для дочери «годного» жениха. Настолько этот человек был циничный и жестокий, что при Любе говорил о своих замыслах.
Он мечтал избавиться от дочери, присутствие которой его порой раздражало. Может быть, наводило на воспоминание? Возможно, это даже была какая-то частичка помещичьей совести…
Вскоре удача улыбнулась Негрову, жених нашелся. «Выдать Любу замуж за кого бы то ни было – было его любимою мечтой». Мечта стала необходимостью. Когда Люба выросла, и ее красота раскрылась, младшую милую Лизоньку никто не замечал. Следовательно, Люба в доме была лишней, она составляла конкуренцию своей сестре…
Во второй части романа Любонька вышла замуж и стала женой Круциферского. Он безумно любил ее, абсолютно доверял. «Медовое» время шло безмятежно. Затем, как в традиционных произведениях драматургии, появляется третий и возникает любовный треугольник. В город NN (как у Н.Гоголя) приезжает В.Бельтов, интересный молодой человек, который становится сначала другом Круциферского, затем и другом семьи.
Любонька трепещет перед будущим, потому что не знает, что ее ждет впереди. Она влюбилась в Бельтова. Опять возникает вопрос: почему?
Считают, что госпожа Круциферская видит в Бельтове великого человека, а Круциферский оказался восторженным наивным романтиком. Такая любовь не могла ее удовлетворить…
Но ведь любовь была. Любонька своими руками рушит свое счастье, а также доверие и уважение. По городу пускают сплетни, что между Бельтовым и Круциферской «сомнительная дружба». В довершении доктор Крупов оказался случайным свидетелем их свидания…
Цепь «случайных» или «роковых» событий связана с этим? Маленький сын Любоньки тяжело болен, Круциферский не выносит страданий и возвращается домой пьяный.
Доктор Крупов обвиняет Бельтова, что он втерся в доверие и разрушил чужую семью. Но все-таки виноваты Круциферские, которые в один из «прекрасных» дней впустили в свой дом чужого человека.
Ведь что такое семья? Это, прежде всего, родственники, которые должны друг о друге заботиться, ничего не скрывать и, самое главное, доверять, но не провоцировать. В данном случае «подмочила свою репутацию» Любонька, а Круцифеский оказался не романтиком, а слабым, бесхарактерным человеком.
Он еще ей закатывает пьяную истерику, считает, что мешает жить любимой женщине.
В финале романа мы видим, что Круциферская лежит в постели, страдая от чахотки, а слабовольный муж пьет.
Приезжает мать Бельтова, чтобы ухаживать за больной Любонькой, так любившей ее сына. Здесь показано материнское сердце: чем жил и дорожил сын, то и дорого матери. Сын уехал от нее, пропал без вести, и единственным утешением (может быть, даже долгом) является для матери Бельтова ухаживание за больной Любонькой.
II
В моих руках повесть «Сорока-воровка». Когда я была маленькая, я видела на столе у родителей тоненькую книжку и думала, что эта книга о птичке с «дурными наклонностями…» Да и в школе мы как-то прошли мимо этого произведения, и в моей памяти ничего важного не отложилось. А сейчас, когда я достигла среднего возраста, я не только познакомилась с сюжетом повести, но и открыла всю глубину переживаний русской крепостной актрисы…
В начале повести стоит злободневный вопрос: почему в России нет хороших актрис. Двести лет пролетело, а настоящие актрисы нам так и неизвестны. Моя мама «подсела» на сериалы. Когда нечего смотреть, присоединяюсь я…
В повести «Сорока-воровка» зашел спор на эту тему. Славянин сказал, что в России веками сложился характер патриархальной скромной женщины.
Европеец считал, что русские – эмоционально неразвитая нация.
Но в их разговор вступил новый персонаж, человек искусства. Он утверждал, что видел великую актрису в маленьком губернском городе.
В частном театре г.Скалинского шла мелодрама «Сорока-воровка». Крепостная актриса играла служанку, обвиненную в воровстве.
В игре крепостной актрисы рассказчик увидел «ту непонятную гордость, которая развивается на краю унижения». Развратный судья предлагает ей «потерей чести купить свободу». В пьесе счастливый конец – открывается, что девушка невинна, а воровка – сорока.
Рассказчик преклоняется перед талантом актрисы, в финале выступления она становится существом, смертельно измученным, он добивается встречи с актрисой - «статуей изящного страдания».
И дальше мы узнаем, в чем заключается трагедия крепостной женщины, наделенной талантом актрисы. У нее был помещик, который свободно с ней обращался, развивал артистические задатки, но скоропостижно умер. Крепостных крестьян продали с публичного торга князю…
Да, к сожалению, было в России такое позорное пятно, которое ничем нам не отмыть. В родной стране были хозяева и рабы. Одним было все можно, другим ничего. Крепостные крестьяне были абсолютно бесправными, их могли купить, продать, поменять, подвергнуть насилию, потому что они были низкого, неблагородного происхождения. Среди помещиков находились и такие, которые пытались как-то облегчить жизнь своим крестьянам, некоторых, избранных, брали в барский дом и даже баловали. Но милость барская, чаще всего, имела временный характер (по разным причинам), тем самым подвергая «холопа» к еще большим страданиям и унижениям.
В сложной ситуации оказалась героиня повести «Сорока-воровка». Князь домогался Анеты: «Ты моя крепостная девка, а не актриса». Он не мог добиться внимания девушки, которая ему понравилась (да он и не привык, что ему женщины оказывают), поэтому всячески ее оскорблял, запирал, отнимал лучшие роли, пускал сплетни об ее испорченности.
То есть, каким он был сам, такой он и выставлял актрису, гордую, неприступную, порядочную девушку.
Я считаю, что он одержал над Анетой победу, он сломил ее дух. Она завела роман и оказалась в положении. «Мой роман не оставил тех коротких, сладких воспоминаний счастья, упоений, как у других: в нем все лихорадочно, безумно; в нем не любовь, а отчаяние, безвыходность».
Эта безвыходность заставляет меня вспомнить об Анне Карениной, Катерине Кабановой и других героинях художественных произведений 19 века…
Если нет моральной поддержки в такой ситуации, любая женщина может сойти с ума. Сама была на месте униженной женщины. Мне повезло, моя мама сказала: «Брось его, приезжай ко мне. Будем жить вместе..»
Так мы и живем до сих пор вместе, делимся друг с другом наболевшим на работе, становится легче. А он? Как поживает мой обидчик? Замечательно! Каждый год женится…
Она надеялась на скорую смерть свою и ребенка. Опять же от безысходности и одиночества. Желать себе смерти, своим близким, отчаиваться является тяжким грехом. Но ведь в Библии сказано, что любой человек рождается в грехе…
Через два месяца после рождения ребенка актриса умерла.
«Бедная артистка! – думал рассказчик. – Что за безумный человек сунул тебя на это поприще, не подумавши о судьбе твоей! Зачем разбудили тебя? Спала бы душа твоя в неразвитости, и великий талант, неизвестный тебе самой, ни мучил бы тебя…»
Повесть заканчивается следующим вопросом: но зачем она не обвенчалась тайно?..
Писатель заставляет читателя задуматься, попытаться самостоятельно ответить на этот вопрос. И я отвечаю так: «Не было счастья в тех отношениях, страстных, «но безумных и лихорадочных». Это была не Любовь»…
Есть у А.И.Герцена замечательная автобиографическая книга «Былое и думы». Но об этом потом, потому что размышления, связанные с прочтением этого романа, займут много времени и места…
В заключение я хочу сказать, что литературное наследие А.И.Герцена, может быть, не так велико, но оно не только значимо при изучении литературы 19 века, но и актуально в наше непростое время.
|