Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Спящий домик или Волшебное слово

Чтобы понапрасну не изводить себя переживаниями за нас, после трагедии со Славиком и Мишкой, родители стали брать меня и Володьку по выходным и вечерам на стройку. Отец, опасаясь, что к зиме не успеет закончить кровлю крыши, пригласил знакомых мужчин со своей работы на помощь. Денег больших за это он не обещал, хотя и от этой символической платы многие отказались, поскольку очень дорожили дружбой с моим отцом.
Сначала мне ужасно не хотелось после ужина или с самого утра в воскресенье идти на наш участок, но как-то быстро я втянулась и уже с интересом наблюдала за каждой последующей операцией, которую производили кровельных дел мастера. Как могла я помогала, а когда меня о чём-нибудь просили, выполняла всё с большой радостью.
- Ян, тащи молоток. Вон он, я его на верстаке оставил – кричал отец, вынимая из-за уха огрызок карандаша, и делая отметку на широкой, длинной доске.
- Смотри, осторожно на лестнице. Не торопись.
- А дочь у тебя, Петро, молодец! Им бы с Володькой поменяться! – шутили папины друзья.
- И не говорите. Есть в ней инженерная мысль. Иногда сам удивляюсь её придумкам…
Когда самый последний гвоздь был торжественно вбит в отверстие на волнистой поверхности последнего же листа шифера, отец объявил:
- Ну, что, мужики, спасибо! Будет нужна помощь – зовите. А сейчас прошу за стол!
- Вера! У тебя всё готово?
Мама с самого утра суетилась на летней кухне и наготовила угощенье. Сварила круглую картошку, поставила большую тарелку с солёными груздями и сметаной, винегрет и малосольные огурцы. Отварила мясо и нажарила камбалу.
Отец выставил во двор большой стол. Стол был самодельный, как говорил папа, на первое время. Но со скатертью, даже он выглядел нарядно, да и как иначе? Ведь сегодня - праздник! Мужчины немного выпили, а потом долго обсуждали, как лучше настилать полы и кто подрядится помогать. Отец от помощи не отказывался, потому что очень хорошо видел, каков был предстоящий фронт работы…

К моменту переезда в новый дом, я уже была знакома с Надей и Серёжкой, внуками соседей, живущих слева от нас. Мы познакомились, вместе выгоняя из нашего огорода кур и петуха, принадлежащих их деду и бабушке.
Когда я впервые увидела Петуха, просто не могла отвести от него взгляда, настолько красивым он мне показался! Тёмно-коричневое оперенье и длинный хвост с зеленоватыми перламутрово-блестящими перьями. Он был большой и ужасно важный. Иногда он замирал, будто догадывался о том, что он очень красивый, позволяя тем самым насладиться созерцанием его «царственной особы». А неподвижный он ещё больше напоминал мне шоколадные фигурки, обёрнутые в разноцветную фольгу, которые нам дарили под Новый Год. Я щурила глаза и представляла, что его только что развернули, а небольшие зелёные кусочки фольги так и остались у него на хвосте.
Петух, заметив мой к нему неподдельный интерес, стал важно прохаживаться вдоль нашей общей изгороди и, вдруг взлетев на неё, громко захлопал крыльями и несколько раз прокричал:
- Кукареку, кукареку!
Потом, наклонив голову, он посмотрел на меня, будто ждал похвалы. Мне ничего не оставалось делать, как просто захлопать в ладоши… Петух, воодушевлённый такой реакцией, вновь повторил свой трюк и снова огласил окрестности своим звонким голосом:
- Кукареку, кукареку!
Я, радостно прыгая на месте от восторга, вновь зааплодировала новоявленному артисту. Третий раз Петух всё повторил уже в присутствии сбежавшихся на его радостный крик родителей и самой хозяйки пернатого певца. Соседка, словно что-то обдумывая, взглянула сначала на меня, потом на Петуха и проговорила:
- Чудеса! Петя-то мой по утрам, да и то редко голосит, а тут три раза к ряду!
- Цирк, да и только! – продолжала она удивляться его внезапному вдохновению.
- Дочь, да ты не как Волшебное слово знаешь? – спросил меня отец.
- Волшебное?
- Ну да! Такое рассказывают про людей, которые могут с животными легко общий язык находить. Вот и говорят, что те де знают Волшебное или петушиное слово. А тут, и впрямь, получается – слово-то Петушиное.
- Не, пап. Не знаю я ничего такого. Правда. Просто, петуха этого я Шоколадным про себя называю… и представляю, что он подарочный. Чего он так раскукарекался, сама не знаю! – ответила я.
Только после этого случая, Петух ждал меня. Как только я появлялась в поле зрения, он усаживался на забор и начинал свой концерт. Чтобы его не расстраивать, я хлопала в ладоши и приговаривала:
- Артист. Какой же ты Артист!

Петух бесцеремонно залетал на наш участок и важно шествовал по деревянным тротуарам, ведущим от дома к бане и летней кухне. А куры с неизменным постоянством откладывали яйца прямо среди высокой травы, выросшей на нашем, ещё до конца не благоустроенном участке.
Бабуля, или как все её называли, баба Шура, очень сердилась и ворчала на глупых птиц. Она просила меня собирать яйца, если я их замечу и отдавать ей. За эту работу она разрешала мне лакомиться ягодами малины, прямо с куста. Просила только не топтать соседствующие с малиной грядки.
Я рассудила, что это выгодный обмен и старательно собирала яйца в маленькое эмалированное ведёрко. Баба Шура – слишком строгая и вовсе не похожа на бабушку Сашеньки и Наташи из старого казённого дома.
Внуки наших соседей были какими-то чересчур домашними детьми, знали мало игр и никогда раньше не совершали длительных «экспедиций», которые так нравились моим друзьям, разъехавшимся по разным домам, в освободившиеся квартиры. Надя и Сергей постоянно молчали, и невозможно было дождаться от них какой-либо инициативы. Я быстро заскучала в их обществе и, хотя, всегда верховодила, мне постоянно хотелось вновь оказаться в своей старой компании.
По другую сторону от нас, в деревянном доме, жила белорусская семья. Мне очень нравился их своеобразный говор и то, что у них на окнах дома были ставни. С нескрываемым восторгом я наблюдала, как каждый вечер Полина закрывала ставни на ночь. Я представляла, что так дом закрывает свои глазки. А потом стала придумывать про это песенку:

Запахнулись ставенки,
Дом закрыл глаза…
Этот домик маленький
Ночку спит не зря!

Утром он умоется –
Ставни распахнёт…
Дым в трубе появится
И тепло пойдёт!

Не вспомню уже, сколько же всего сочинила куплетиков для той песни, только сидя на крылечке, я каждый вечер сочиняла новый, а старый сам собой забывался.
Возможно, эти ставни на окнах мне нравились ещё и потому, что у нас в доме всё было по-другому...
Моя мама любила, когда в доме светло и много воздуха. Я не помню, чтобы она хоть когда-нибудь завешивала окна тяжёлыми, тёмными портьерами. Кроме полупрозрачного и лёгкого тюля наши окна не знали никаких других штор.

У соседей справа было многочисленное семейство. Они, то все вместе съезжались, то уезжали на долгие месяцы в Белоруссию и почему-то в Чимкент. Из постоянных жильцов я запомнила самую старшую женщину, которую все называли Полина, ни сколько не смущаясь по поводу огромной разницы в возрасте. Кроме Полины в доме со ставнями жила её младшая сестра Катерина со своей семьёй. С её детьми мы познакомились, когда прожили в доме уже года два, не меньше. Чаще всего я сталкивалась с Полиной, которая, обращаясь ко мне, говорила:
- Дочка, та где ж твоя матка?
Причём, ударение в слове дочка она делала на последний слог.
Но, быстро сообразив, что Полине нужна зачем-то моя мама, я бежала звать её. А Полина, дождавшись маму, начинала расспросы:
- Вера, я ж видала, ты …
Но дальше я уже не слушала. Заметив, что белая, молодая курица скрылась в зарослях аптечной ромашки, я побежала следом. Вдруг, она опять там оставила своё яйцо?
- А Петрован у хати? – доносился голос любопытной Полины…
Мама что-то ей отвечала. Не смотря на то, что у неё был непродолжительный опыт огородничества, соседки признавали её агрономический талант. Овощи на нашем огороде вырастали раньше. Мама знала, как бороться с вредителями и в какое время лучше что-либо делать. Знаниями своими она была обязана двум не очень толстым книгам по огородничеству и садоводству. Ещё, делая вырезки из газеты «Сельская Жизнь», мама иногда говорила:
- Надо же! Какая интересная статейка. Обязательно на следующий год так и сделаю.
Мама смотрела куда-то перед собой и продолжала:
- Оказывается, чтобы морковь выросла ровной – надо просто добавлять в почву песок!
Она выискивала разные советы, тем самым, восполняя пробелы в знаниях и опыте, за что и снискала на долгие годы большой авторитет у ближайших и дальних соседей. Мужчины тоже не стеснялись к ней обращаться за советом, прослышав о мамином новаторстве. Если она не знала ответ, шла в библиотеку и долго сидела в читальном зале, выискивая нужный материал. Если приходила домой сияющая, значит, ответ найден, а назавтра она опять поражала всех своими знаниями.
Мне очень нравилось, что мама всегда в центре внимания. Многие называли её уважительно – Вера Васильевна. Хотя в ту пору, она была совсем молоденькая женщина!


03.12.2010
Категория: Рассказы Автор: Яна Варшавская нравится 0   Дата: 17:02:2013


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru