Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Покровский храм


Тотемская земля Вологодской области – это моя малая родина и я гор-жусь, что земляки сумели сохранить имеющиеся и воссоздать ранее разрушенные временем многие сотни памятников истории и архитектуры, которые сегодня в XXI веке радуют своей красотой не только жителей Вологодчины, но и гостей - множественных российских и даже иностранных туристов. Без сомнения к таким памятникам можно отнести величественные и святые храмы, церкви украшен-ные творениями рук настоящих мастеров кисти XVI-XVIII веков старинными фресками, иконами и иконостасами.
Особое место среди них занимает Покровский храм, возведенный на ле-вом, высоком берегу величавой реки Сухоны в селе Усть-Печеньга. Из архива Тотемского краеведческого музея мне удалось узнать, что еще в 1623 году в ма-ленькой, глухой деревне была построена деревянная церковь. Ее окружали всего несколько небольших домов, в которых жили 8 мужиков, 13 баб и 14 ребяти-шек. Название свое селение получило еще в конце XV века оттого, что размес-тилось напротив впадения в нее небольшой лесной речки Печеньга.
Народ в ту пору был благоверный и по зову сердца в строительстве храма принимали участие жители всей округи. Есть поверье, передающееся местными жителями, что указ построить на этом месте храм дал сам Иван Грозный, оста-навливавшийся здесь на отдых в одном из своих водных переходов в Великий Устюг. Ведь именно в период его правления в конце XVI века по реке Сухоне проходил важный для Руси торговый путь к Белому морю, после заключения в 1555 году торгового договора с Англией.
Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен старый храм, об этом в исторических документах ничего не сказано. Лишь из клировых записей 1900 года можно узнать, что ныне существующий уже каменный храм построен в 1781 году на деньги местного купца Алексея Волокитина и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта дата считается годом рождения Усть-Печеньгского храма.
По историческим записям известно, что неотапливаемая часть здания По-кровской церкви, которую называют летним храмом, осталась нетронутой с тех самых времен и, что её архитектура, сохранившийся иконостас представляют со-бой один из образцов «тотемского барокко». Впоследствии, через 120 лет храм достраивался, и к нему были пристроены два теплых придела и колокольня. Средства на столь благое дело выделил петербуржец Павел Пожарский, являю-щийся одним из потомков знаменитого предводителя народного ополчения 1612 года. Так общими усилиями местных жителей, на средства добрых людей храм приобрел нынешний вид.
В летописи храма отмечается, что в 1897 году в его приделах были устрое-ны и два мраморных иконостаса. Кстати, служители Вологодской епархии и простые прихожане отмечают, что подобной красоты на Вологодчине больше нет. И еще, по их мнению, столичные благотворители делали иконостасы на свой вкус. Многие мастера русского севера писали иконы в классическом стиле, по-этому при взгляде на них очень легко может возникнуть впечатление, что стоишь в одном из храмов Санкт-Петербурга.
Необходимо сказать, что храм не подвергался поруганию в годы советской власти. Видимо, помогла удаленность от больших городов, да чувство веры ме-стных жителей. А о тех временах распространена местная легенда рассказываю-щая, что тогдашний настоятель храма отец Философ учился в университете вме-сте с Лениным, и когда стали церкви закрывать, написал в прошение в Москву и храм портить не стали.
Добавлю информацию из писцовой книги, в которой отмечено, что храм закрывался лишь с 1938 по 1943 годы, когда в нем было устроено зернохранили-ще. И в этот раз жители Усть-Печеньги не допустили разорения святилища: всю утварь разобрали на хранение по домам, а заведующий зерноскладом пожилой инвалид Иван Корепин был человек верующий и не допустил повреждения церк-ви.
В конце Великой Отечественной войны, когда пришло время согласия между властью и Церковью, зерно из храма вывезли, а утварь и иконы вернули. Только батюшки для проведения службы не было. Пришлось в течение почти двух лет искать его силами самих прихожан. Об этом мне уже рассказывала моя бабушка Попова Апполинарья Васильевна. Их семья в те годы проживала от это-го места в 18 километрах в деревне Давыдиха, и все ее жители были прихожа-нами Покровского храма.
В послевоенное время из тюрем стали освобождать многих людей, сидев-ших «за религию», были среди них и священнослужители. Из далеких северных и восточных лагерей добирались они пешком до своих домов. Зная это, местные жители для поиска батюшки послали «живую и быструю на ноги» бабу Сочневу Матрену. Она сама была верующей и с благодарностью приняла наказ прихожан и обошла многие дальние деревни. Спрашивала, не остановился ли где освобо-дившийся из лагерей батюшка. И вот в одной деревенской избе в 30 километрах за Тотьмой на вопрос, - «Нет ли здесь батюшки?» - с печи выглянул небольшой старичок в поношенной суконной рубахе неопределенного цвета. Свесив ноги в лаптях, он посмотрел на вопросительницу и сказал, - «Я священник Николай Об-разцов, иду домой после десятилетней отсидки».
На обратном пути в Усть-Печеньгу им удалось найти и псаломщика - ста-ричка Ивана Алексеевича Кузнецова.
К первому богослужению готовились всем миром. Добрая весть через жи-телей деревень облетела всю округу и на первое
богослужение, которое было совершено на Пасху в 1946 году люди приходили за 20-40 километров. До сих пор с особым душевным трепетом вспоминают ста-рожилы эту службу - пасхальный крестный ход, в завершении которого священ-ник должен обратиться к прихожанам с пасхальным приветствием: «Христос вос-кресе!». Все этого ждали много лет, а батюшка молчал. Не мог сказать ни слова – слезы счастья сами лились из его глаз. В ответ послышался и плач прихожан.
В этом богослужении принимал участие и мой отец Котов Александр Алек-сеевич, которому тогда было еще 9 лет. Его мать Анна (моя бабушка) привела с собой из лесопункта Чуриловка, что в шести километрах от церкви двух своих сыновей Сашку и младшего брата Володю, чтобы после богослужения окрестить. Но парни не выдержали длительной службы и сбежали на берег Сухоны, за что потом мать их выдрала вицей.
С тех пор молитвенная жизнь в храме не прерывается, сменяют друг друга священники, уходят в мир иной старые, появляются новые прихожане, которые полагаются на Бога и не унывают, облагораживая родное святилище. Так к 225-летию храм побелили и покрасили купола и крышу на летнем приделе и коло-кольне. Почтил своим вниманием прихожан и Высокопреосвященнейший архи-епископ Максимилиан, совершивший Всенощное бдение и Литургию.
В последнее время стали появляться в Усть-Печеньге дальние паломники. Группами и в одиночку они путешествуют по святым местам Русского Севера. Благо дорога до поселка довольно хорошая и на машине можно менее чем за пол-часа добраться от автодороги Вологда-Тотьма до самого храма, в священных сте-нах которого заряжаешься особой энергетикой, которая потом помогает жить.
В 2011 году Покровская церковь отметила 230-летие под благодатные напутствия своих прихожан, которые надеются, что на долгие годы вперед храм сохранит величие доброты и духовной силы необходимой в процветании Усть-Печеньги и ее окрестностей.


Андрей Котов













Категория: Рассказы Автор: Андрей Котов нравится 0   Дата: 29:09:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru