Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Шаман Илан

Более трёх веков назад на берегу Грозной реки, ныне называемой Витимом, жило эвенкийское племя Илэ, и был в нём великий шаман Илан, достигший наивысшего для шамана, девятого уровня. «Илан» значит свет, но, конечно, никто не смеет называть шамана по имени. Всякую проблему мог решить тот шаман: охотникам помогал искать животных, больным возвращал здоровье, провожая злых духов обратно в древние миры, и дождь с ветром мог усмирить. Шаман хранил в голове древние тайны эвенков, их многовековую историю и культуру, а письма в племени не знали. И никто не знал, сколько лет было шаману, но несколько поколений подряд носили имена, которые дал им он.
Радиус силы шамана был велик: ему помогали целые тысячи духов, многие из которых обитали там, куда и за несколько лет не дойти. Всю жизнь шаман собирал в тайге и на берегу реки предметы силы, которые помогали ему в общении с духами. Предметы силы сами «звали» шамана и «просили», чтобы он взял их. Иногда шаман просыпался среди ночи от голосов, которые говорили ему, куда он должен идти и зачем. Предметами силы чаще всего были белые камни, которые шаман тщательно прятал, заворачивал в ткань или шкуру. Они копились десятилетиями, и старому шаману пришлось построить для них отдельный чум «дю».
Годы шамана подходили к концу, но достойного преемника в племени не было, хотя несколько молодых боо обучались у шамана. Каждого ученика шаман выбирал сам из тех, кто прошёл тяжёлую болезнь-посвящение. Духи могли и лично сообщать любому человеку, что он избран, как это и было с шаманом Иланом. Детей у него не было, и он понимал, что вскоре род останется без шамана. Эта мысль особенно омрачила Илана, когда он узнал, сколько дней ему осталось.
В те времена, как и сейчас, шаманы имели личную священную гору, на которую остальным членам племени восходить было непозволительно. Теперь говорят, что на таких горах обитают духи. Хотя духи- они повсюду.
Состарившись, шаман всё чаще ходил на свою священную гору, но теперь всегда брал с собой белые камни, сколько только мог унести, и другие предметы силы.
Однажды шаман созвал своих учеников и сказал, что сегодня им нужно пойти с ним в гору, они помогут ему нести камни некоторое расстояние, но, конечно, не на самую вершину, ведь они пока не шаманы. Ученики с трудом подняли тяжёлые мешки и зашагали, куда приказал шаман. Когда останавливались на отдых, осыпали шамана вопросами, хотели знать, что всё это значит, испытание ли это для них или дело только одного шамана. И вот пришло время последней стоянки. Шаман попросил их развести огонь и соорудить ему небольшой чум.
- Нам придётся здесь ночевать? – спросили ученики.
- Вам- нет. Здесь кончается лес, и вам не следует пересекать эту грань. Вы отправитесь обратно и будете ждать от меня знаков. Каких - это зависит от вас. Увидите ли вы, что вам говорят птицы или ветер, или увидите сон, я пока сам не знаю. Накормите огонь, вам предстоит узнать и запомнить нечто важное. Старший из учеников, Бодэ растопил масло, которым совершил ритуальное возлияние – дар огню, остальные пожертвовали огню немного молока.
Долго беседовал шаман с учениками. Он сообщил, что это его последние слова и отныне ученики смогут услышать его голос лишь в снах. Ученики узнали, для чего несли камни шамана.
- Вблизи наших мест,- начал шаман,- духов не очень много. Меньше, чем всех моих камней, которых больше девяти тысяч. Многие камни я отнёс на вершину раньше. Более девяти тысяч духов помогали мне долгие годы. Я звал их из далёких далей, из глубин мирозданья. Звал, ведь очень немногим духам есть до нас дело.. Если я уйду, кто позаботится о племени? Кто сохранит красоту лесов и реки, вдоль которой мы кочуем? Я очень просил, и духи согласились, что будут рядом, если у каждого будет свой дом.
- Духам нужен дом? – удивился кто-то из учеников.
- Нет, это нужно людям-илэ, чтобы знать точное место, где будут обитать духи. Духи легко занимали моё тело, делили-умножали мою душу, теперь они займут мои камни. Только поймите, что духов нет внутри камня. Но каждый камень обмотан незримой нитью силы, которую создали духи и я. Нить ведёт от камня к духу. Тот , кто берёт камень или даже просто к нему приближается, тянет эту нить. А на ней ещё и звенящие предметы, слышимые только духу этого камня. Дух придёт на этот зов. Вам понятно, что это значит?
- Что дух согласен помочь нам в нашей просьбе? – предположил Бодэ. Шаман вонзился взглядом в учеников и вздохнул. «Дух помогает только, если сам захочет, - как-то зловеще произнёс шаман, - но правдой является то, что если камень взять, то дух будет потревожен и, значит, отреагирует, поверьте. Просьба к духу должна исходить от чистого помыслами человека, имеющего силу. Понимаете, какую силу? Не ту, которой у вас не стало после болезни, а Силу, которую вы учитесь приобретать и беречь с моей помощью». Все задумались и насторожились. Ветки редких деревьев зашумели от появившегося ветра, но шаман поднял палец и повертел головой. Ветер стал затихать.
- Когда я уйду в Страну Предков, - продолжил шаман, - в племени не станет хранителя- шамана. Переселяясь в другие места, возможно, вы станете шаманами, встретитесь с другими племенами илэ, и они вас посвятят. Спросите дозволенья у духов на то, чтобы вернуться к этой священной Горе к камням силы и взять некоторые из них. Конечно, став шаманами, вы приобретёте свои предметы силы. Но мои камни свяжут вас с самыми далёкими духами, приведут их к вам в помощь.
- А не став шаманом, нельзя прийти и прикоснуться к камням? – с опаской спросил один из учеников- боо.
- Опасно, то есть совершенно не разрешено восходить на эту гору в течении девяти лет, если вы не станете шаманами, так сказали духи. Священной гора будет оставаться, после девяти лет одиночества гора позовёт людей. Камни будут манить их. Ваш долг сообщить путникам, желающим взять камень, чтобы они заранее решили, что именно они хотят от духов, чтобы местные невысокие духи направили их руку к правильному камню. Да и необязательно трогать камни. Находясь на вершине, просто рядом с камнями, можно взывать к духам, задобрив их сначала молоком или пожертвованием. Брать с собой можно только один камень, хорошо, если он правильно выбран, душа должна услышать. Один камень… и только на три года. Потом его нужно вернуть, не то дух камня, помогая человеку, захочет вселиться в его тело навсегда, чтобы быть в этом прекрасном мире. Так что брать ли камень- это ещё вопрос. Всегда найдутся такие, которые не вернут. И даже не передадут с другим направляющимся в места рядом со священной горой. Если такое случится, то вам или кому-то другому придётся в будущем приносить на вершину другие белые камни взамен исчезнувших, и умолять духов переселиться в «новый дом». Но я не могу знать, останутся ли в будущем мире белые камни.
Шаман ещё долго говорил с учениками, дал им советы, касающиеся лично их, и велел им уходить. Легенда гласит, что шаман Илан дотащил все камни до плоской вершины, на что у него ушло ещё несколько дней, и силы его покинули. Шаман лежал в чуме на уступе священной горы, постоянно обращаясь к духам. Но они молчали, как будто затаились. Понял Илан, что духи не приведут к нему на помощь учеников, и, полагаясь только на свои врождённые способности, явился во сне всем ученикам. Теперь неизвестно, что он им говорил в их сне. Проснувшись, почти ни один ученик не вспомнил сон, и Шаман приготовился умирать. Только душа старшего ученика Боде что-то почувствовала, и Бодэ вспомнил, что повсюду его могут ждать знаки от шамана. Бодэ везде искал знаки. Он заметил, что птицы в тот день летели все в одну сторону, будто указывая ему какой-то путь, Бодэ наклонил голову и задумался, направив взгляд под ноги, и вдруг увидел белый камень. Утренний сон сразу вспомнился Бодэ во всех подробностях. В том сне уже совсем слабый шаман звал Бодэ и просил похоронить его у священной горы.
Всё племя пришло хоронить великого шамана. Ученики, следуя велению шамана, рассказывали о камнях на священной горе в племени и позже, когда племя перекочевало и соединилось с другим древним эвенкийским родом, своим новым собратьям и пришедшим в их земли чужакам, то есть русским. Священная гора великого шамана Илана, называется теперь Шаман-гора. Можно услышать разные объяснения такого названия, но они лишь отголоски правды.
А те немногие, кто знает правду, не спешат о ней рассказывать. Пусть камни лежат там нетронутыми, думают, наверно, они. А туристы, поднимающие белый камень, стараются принести в дар духам другой белый предмет на случай, если вернуться сюда через три года не удастся. Вы можете просить духа покинуть камень, то есть отвязать от него невидимые энергетические нити и направить на оставленный вами белый предмет, но дух решает сам. Хорошо, что это добрый дух, ведь энергетические нити, идущие от камней в неизвестные миры, способны оказывать воздействие на окружающий мир и в наши дни.
Категория: Рассказы Автор: Изольда Димитрова нравится 0   Дата: 17:06:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru