Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Наташа Ростова. Закономерности и случайности в её судьбе.

Герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» любят жизнь во всех её проявлениях. Сила жизни, её способность к вечному изменению и развитию утверждается писателем как непреходящая и бесспорная ценность. Все положительные герои Толстого привлекательны по-разному, но всегда в меру своих способностей к духовному изменению и нравственному росту.
Обязательная для Льва Толстого характеристика — нравственная оценка своих героев — основывается прежде всего на том, насколько у них проявляется естественная сила жизни, их неспособность к душевному успокоению, к душевному холоду. Секрет чарующего обаяния Наташи заключается не только в ее беспредельной искренности, «открытости душевной», а и в том, что присущая ей «душевная сила» не терпит насилия над живыми чувствами. Наташа способна на высокие поступки и одновременно — пусть даже в каком-то чаду затмения — па дурные. И те, и другие содействуют ее нравственному росту, и в этом сила ее характера, сила, которая преображает все вокруг и порой не щадит ее саму.
Что же такое Наташа Ростова?
Когда княжа Марья попросила Пьера рассказать о ней. Пьер был в страшном затруднении: «…она обворожительна, а отчего, я не знаю». Наташа напрочь чужда интеллектуальной жизни и общественным интересам, владеющими такими людьми, как Пьер и Андрей. «Она не удостоивает быть умной», - говорит Пьер. Наташе этого не надо. Она удивительным образом оказывает на людей могущественное нравственное влияние. Для неё не существует тех вопросов, которыми мучаются герои-интеллектуалы. Но она разрешает самый сложный вопрос тем, что живёт. Она как будто олицетворяет ответ на все вопросы. Ведь одно только впечатление от знакомства с Наташей меняет мировосприятие князя Андрея после ночи в Отрадном, а затем после бала. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно решил князь Андрей. - …Надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…». То же самое происходит и с Пьером. «Страшный вопрос «зачем» уходил, стоило ему только представить её». В исканиях Андрея и Пьера Наташа – особое средство познания мира. Познания не логического, не разумного, а непосредственного, что сродни художественному познанию.
Наташа способна оценить жизнь не рассудочно, а непосредственно и потому безошибочно. И других поворачивает к правде, к настоящему. Но как объяснить её большую и страшную ошибку, историю с Анатолем? И ошибка ли это? А может быть, в этом заключается какая-нибудь закономерность? Из частных писем Л.Толстого можно увидеть, какой значительной представлялась ему история Наташи и Анатоля.
Когда Пьер узнаёт об измене Наташи, он не может себе этого представить. Действительно, как можно представить себе, что Наташа, сама олицетворение правды, смогла погрузиться в эту ложь?
Т.II, ч.5, гл.10. Эпизод «В театре». Наташа впервые видит Анатоля. Что она при этом чувствует? В душу заходит смута. Ей приятно, но душно, жарко, тяжело. Наташа чувствует со страхом, что между ними нет преграды стыдливости. Она спрашивает себя: «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?» И сама же отвечает себе: « …что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его больше не увижу никогда… Стало быть, ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах боже, боже мой! зачем его нет тут?» И далее: «Наташа успокаивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было, - инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла. И она опять в своём воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе его лицо, жест и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал её руку».
Как меняется Наташа в продолжение вечера в театре? Сначала она смотрит на всё происходящее на свете толстовскими глазами («Не люблю театра»). Наташа видит всю искусственность, фальшь происходящего. Смотрит на всё насмешливо и недоумённо. Восхищение публики кажется ей притворным.
Т.I, ч.3, гл.3-5. Анатоль вместе с отцом приезжает свататься к княжне Марье. Мир Болконских очень высокий, умный, достойный. Анатоль не делает ни малейших усилий, чтобы показать себя в лучшем свете. Ему и в голову не приходит, что дурен, и надобно это скрыть; показывает себя во всём блеске как дурак. Неужели Анатоль способен оказать влияние на Болконских? Да. Княжна и князь взволнованы и чувствуют себя оскорблёнными своим волнением. Князь не может заснуть, сердится на дочь. Княжна Марья ужасается своим мыслям о возможности земной любви: «Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ей вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребёнок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, - представлялся её у своей собственной груди». Первое впечатление от Анатоля, как у Наташи: светлое пятно, от которого глаза застило. Княжна Марья и Наташа – разные люди. Они относятся к разным породам. Князь Андрей никогда не сможет сблизиться с Ростовыми, и Болконские не примут Наташу. А влияние Анатоля на них одинаковое. Значит, существует закономерность.
Дом Болконских был в духе XVIII века: строгий порядок, труд князя, уроки геометрии. Глаза дурака Анатоля поманили свободой, которую исключала театральность дома Болконских. Эта свобода уже бушевала во внешнем мире, но от неё накрепко заперты Лысые Горы, и в этом смысле княжну Марью можно понять. Но почему ринулась в омут Наташа? Разве она лишена свободы? Дом Ростовых хлебосольный, шумный, беспорядочный, не случайно они разоряются. Их дом – синоним свободы. Но всё же Наташе приходится с духом собраться, чтобы пошалить за столом. Здесь тоже твёрдые устои, тоже патриархальность, хотя другого порядка. Наташа тоже Ростова, но выделяется на фоне своей семьи.
Т.II, ч.3, гл.13. Графиня напугана возобновлением дружбы Наташи и Бориса. Объясняет дочери некоторые истины: «Борису не надо ездить, потому что…». Наташа в ответ задаёт недоумённый вопрос: «Отчего не надо, если ему хочется, и мне хочется… Не замуж, а так». В этом вся Наташа. Графиня смеётся, но в этом – вся Наташа. Человек соединён с другим таким образом, что этой связью свобода ограничена, урезана. Наташе не хочется знать об этих ограничениях. Для неё должно быть всё можно, что хочется. В ответах Наташи нет логики, она вне логики. То, что во взрослом мире несовместимо, Наташе кажется легко совместить.
Когда Соня узнаёт о плане е побега Наташи с Анатолем Курагиным, её первая мысль следующая: «Она не может любить Анатоля. так как она любит Андрея». В круге Ростовых думают о нормах патриархальной морали, и для них это естественно и безусловно. Наташа эти ограничения переступает, не считаясь с ними. Для неё не существует добродетели, которая ограничивала бы разнообразие жизненных влияний. Со своей честностью она пытается разобраться, кого она любит. Она помнит, как любила князя Андрея. Но и Анатоля тоже. Не понимает, почему нельзя любить обоих вместе. Следуя своему эгоизму, Наташа попадает в катастрофу. Но такова её природа, в том числе её эгоизма, что, следуя своим желаниям, она, сама того не зная, выполняет закон жизни, служит её необходимости.
Как воспринял ростовский круг вторжение в него князя Андрея? С одной стороны, это блестящая партия для Наташи. И в то же время Ростовы испытывают беспокойство и насторожённость, они инстинктивно чувствуют в князе Андрее чужого. Ростовым в этом браке видится что-то страшное, неестественное, какая-то натяжка. Особенно это тревожит мать. Старая графиня старается любить Андрея как сына и не может. Таким образом, Толстой уже сразу вводит этот мотив. В исходе судьба Наташи и князя Андрея есть предрешённость, но судьба действует через людей, через их поступки, желания.
Наташа поставлена Л.Толстым в особую близость к идеалу гармоничного согласия с миром, а Болконский ищет этот идеал. Наташа уже владеет тем, чем хочет овладеть Болконский, и потому становится своеобразным экзаменатором для него.
Т.II, ч.3, гл. 23. Сцена, когда Наташа пытается вернуть себя в доболконский ритм своей жизни. «На другой день…Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. …Ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много, и так хорошо», - сказала она себе и стала взад и вперёд ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка …на носок, и так же радостно прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванию носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. «Вот она я! – как будто говорило выражение её лица при виде себя. – Ну, и хорошо. И никого мне не нужно». В этой сцене важен заданный такт. Он важен Наташе. Она прислушивается не только к звукам своего голоса, но и к звуку каблучка, восстанавливая в себе прежний ритм. Её реакция на приезд Болконского: «Я не хочу… мучиться!».
Князь Андрей действует в системе своих нормальных отношений, в системе своего ритма, совершенно не думая, что это не Наташины нормы и ритм. Он исходит из молчаливой уверенности, что существует одна необходимость – та, которой следовал он когда-то: отправляясь на войну, он оставил маленькую княгиню в чужом ей доме. Прошло несколько месяцев, и перед его взором навсегда застыло её мёртвое укоряющее лицо. Теперь он вновь отправляется за границу, и его отъезд обернётся горем для Наташи. Он благородный, порядочный человек, но ему недоступна Наташина правда, как и правда маленькой княгини. Выражение страдания на лице Наташи непонятно ему, он встречает это недоумённо. В отношениях с Наташей обнаруживается его слепота и невосприимчивость голоса плоти, природных процессов. Он с радостью принимает её поэтичность, но без земных корней. Корни – это стихия материального, что Болконский привык оставлять за пределами своего «я». Не случайно князь Андрей впоследствии чётко разграничит интересы свои и Анатоля в отношении Наташи. Он подумает, что любил её душу, а Анатолю нужна была только свеженькая девочка. А Наташа – земная женщина, он же знает только её душу. Так она и осталась для него неузнанной возлюбленной. Он не выдержал экзамена. При всей своей окрылённости, бестелесности, он грузно прошёл через Наташину молодость и оказался ещё дальше от искомого идеала, чем прежде.
Как протекал для Наташи этот год разлуки? С её обострённым чувством времени она не могла пережить того, что минуты, часы, дни уходят зря, ни для кого. Для неё каждая минута жизни должна быть насыщена добром, любовью, общением, а князь Андрей всего этого её лишил.
Судьба свершается не только в истории с Анатолем, но ещё до этого, когда Наташа переживает разлуку. В одну из своих самых счастливых минут, во время охоты, она говорит брату, что предчувствует близкое несчастье. «Я знаю, - говорит она Николаю, - что никогда уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь». Катастрофа происходит тогда, когда князя Андрея ждут с минуты на минуту, которую он не умел ценить. Пытаясь спастись, Наташа ждёт от него помощи, по несколько раз в день посылает узнать, приехал ли. Нет, он будто пособничает судьбе. Приехал в тот момент, когда поправить уже нельзя ничего. Сквозь хаос случайных переплетений выступает закон справедливости жизни. Герои исполняют его, будучи верными себе, желаниям и влечениям.






Категория: Статьи Автор: Наталья Данилова нравится 0   Дата: 23:07:2013


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru