Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?










---






Церковь ушедшая под землю.

Церковь ушедшая под землю.

Много, очень много на свете непонятного, необъяснимого и таинственно-загадочного. Многое, самым невероятным образом нам дарует матушка Земля, но случается, что так же загадочно и забирает.
В этом своём повествовании я поведу речь об провалившихся под землю церквях. Только, с вашего любезного соизволения, несколько нарушая законы логики, вначале я расскажу о следствии известного мне факта, а причину оного – оставлю определит вам.

Как мне уже давно известно, ушедшая под землю церковь – это не такая уж и редкость, с древнейших времён на Руси случались подобные происшествия. Не стала исключением и моя родная древняя деревня, что распложена в шести верстах от горда Починок Смоленской области. Сейчас от этой деревни почти ничего и ни кого не осталось, и я даже сочинил стихотворный некролог «Русская деревня. Некролог», посвященный моей и иным умирающим деревням-кормилицам Матушки-Руси. А когда-то, что даже я хорошо помню, это была красивейшая и процветающая деревня, со своими устоями, традициями, весёлыми гулянками под гармошку и стольными праздниками, отмечаемыми всеми жителями не взирая на коммунистическую идеологию того времени.

Пожалуй стоит по порядку, забывшему о своих корнях и традициях молодому поколению, вкратце поведать об этих стольных праздниках, многие века чтимых и соблюдаемых нашими предками. Прежде всего, почему праздник назывался стольным,- да потому что праздновали его всей деревней (за одним общим столом), что объединяло и сплачивало людей, делало их роднее друг другу. В каждой деревне они были свои (разные, и число их в деревнях тоже было разным,- где 3, где 2, а где и всего только 1), здесь же я расскажу только о стольных праздниках именно моей родной, весьма старинной, деревни.

Первым в году таким праздником были СОРОКИ (ударение на первом слоге). Он неизменно был 22 марта, а сороки потому, что в церковном календаре этот день значится как «40 Мучеников…». Но в Русском Народном Календаре этот день имеет ещё одно, очень важное значение,- это ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ! Именно с этого дня в старь и начиналась на Руси весна, которую непременно нужно было звать (гукать), и приход её достойно встречать. (Гука'ть – это на старорусском языке – звать,- хотя и сейчас ещё эти слова живы у нас на Смоленщине,- не редкость, когда старая деревенская бабушка крикнет в окошко,- «дед, гукай ка унука у хату, нихай молочка парного папъеть (на литературном языке это значит,- дед, зови внука в дом, пусть молочка парного попьёт)» - это чисто местный Смоленский говор со старорусскими словами, продолжающий существовать и поныне,- может ещё и благодаря этому, Русь полностью не околела….
Как вы уже поняли, Сороки у нас был двойной праздник,- церковный, но главное традиционно народный – день встречи весны. К приходу и встрече весны у нас всегда готовились очень тщательно. Ещё за несколько дней, до 22 числа, дети должны были возле своего дома слепить снеговика (снежную бабу, как у нас называли, ибо олицетворялась она с зимой).
Вечером хозяйка дома ставила тесто, и замачивал в кружке сушеную чёрную смородину, что бы к утру та разбухла. Кастрюля, или чаще кадка с дрожжевым тестом ставилась непременно на печку под одеяло. Хозяйка дома в это праздничное утро вставала намного раньше обычного. Нужно было растопить печь и обязательно, до восхода солнца, успеть вылепить из теста и напечь птичек (птушек,- так их у нас называли). Эти птички пеклись из теста, порой с изюмом, а глазами – у них были ягоды чёрной смородины.
Весна, это пожалуй единственный праздник, встречать который должны были именно ДЕТИ. Так что честь сия – в нашей семье всегда принадлежала мне! Далее по традиции – как только всходило солнце – мать одевала меня и давала мне две птушки. Я выходил с ними на улицу и садился верхом на снеговика. Одну птушку я должен был съесть сам, а вторую – крошить на то, что осталось от снежной бабы (зимы), после моей на ней трапезы, и в это время гукать Весну-Красну. Этими крошками от тпушки мы, дети, так же привечали живых весенних птиц, вместе с которыми и летела в наши края Весна-Красна.
А уже по возвращении ребёнка в дом, и взрослые съедали по такой же птушке, а мой дед (1892 года рождения), как только я переступал порог в дом – всегда спрашивал меня,- «Ну как, увидел Весну…?!».
В завершении данного повествования, я должен отметить следующий факт,- в настоящее время некоторые ново-язычники гукают весну не на Сороки (22 марта) а на Благовещение (07 апреля), что совершенно не соответствует древнерусским канонам. Я с этим сталкивался,- молодые женщины пекут не птушек а пироги, и выходят с ними на первые проталины за деревней, и стоя на них – крошат пироги и (уже по старой традиции) гукают весну,- здесь птички заменены на пироги (что пожалуй и не столь важно), но вот согласиться с неправомерным переносом праздничной даты на целых 2 недели… – это ни что иное как, мягко говоря, невежество.

Вторым стольным праздником нашей деревни был Духов День. Это следующий день после Троицы (каждый год он выпадает на разные числа календаря), по церковному календарю «День Святого Духа». Я запах явора даже сейчас помню….
Перед самой Троицей (но готовилось это к Духову Дню) мы наламывали молодые берёзовые и липовые ветки и торкали их в окна, над дверью и в углы дома, а вот пол в доме устилали явором (явор – так у нас называют молодой камыш, помните великолепнейшую песню в исполнении Белорусских Песняров «Тешатся явор с калиною»), ох и аромат же в доме стоял…! А как спалось в те ночи при таком аромате,- просыпаешься – а голова светлая, светлая… и благодать на душе! По окончании Троицкой (русалкиной) недели несколько этих веток непременно клали за образа и хранили их до следующего Духова Дня. Считалось, что эти ветки оберегают дом и его обитателей от хворей, злых сил и людей.

И третьим стольным праздником в нашей деревне был день Ивана Купала (по церковному календарю это праздник «Рождество Иоанна Предтечи», отмечаемый неизменно 7 июля). Да, тот самый, что церковники часто считают древним языческим. Но ничего общего (кроме названия) с тем языческим действом у нас в деревне не происходило! Прыганий через ритуальный костёр, пускание венков по течению речки, массовых ночных купаний – ничего этого у нас на этот праздник не было! И даже цветки на папоротнике в эту ночь никто не ходил искать. Эта ночь (ночь перед Иваном Купала) с 6 на 7 июля была посвящена совсем иному,- в эту ночь всем разрешалось ЧУДИТЬ! Что это значило и как происходило,- молодёжь и даже взрослые собирались в команду непременно к полуночи (до полуночи этого делать было нельзя!) и с полуночи, под покровом темноты шли по своей деревне, а после навещали соседние. Но шли они не просто так (как правило в эту ночь кто-то из хозяев дома не спал а караулил эти команды, что бы отогнать их от дома) они могли творить всё, что им вздумается, а вот ругаться на следующий день на них за их шалости – было нельзя! И если хозяева дома спали, не охраняя свой дом, то как минимум им замазывали все окна глиной, ведро в кортом глина была разведена водою до жидко состояния было неименным атрибутом каждой команды. К утру, глина обязательно засыхала, и её очень долго приходилось отскребать от стёкол. Но глина – это мелочь, если кто в деревне вредный жил – тому могли и телегу на веранду затащить и двери завязать и даже дрова его к соседу перенести. Но главным наказанием для злостных вредников – было вставить им в печную трубу вертушку, и как только хозяева утором затопляли печь – дым весь шёл не на улицу, а в хату. Не просто было определить, в чём причина, ведь через зеркальце в трубе пёрышко не увидеть, труба на вид совершенно свободная а дым по ней не идёт. Хотя было и много других способов, о которых потом вся деревня после этой ночи как минимум несколько дней судачила. Единственное, что нельзя было трогать, так это копы сена, потому как утром мог пойти дождь, и сено просто сгнило бы, так что сено мы никогда ни у кого не трогали. Особенным в этой традиции было то, что если кто участвует в этой команде, то его дом трогать было нельзя! Но это вовсе не значило, что команда из другой деревни не намажет тебе окна, пока ты ходишь и чудишь у них в деревне, так что даже когда я уже ходил вместе с взрослыми ребятами – дед всё равно до утра стерёг наш дом.
Ещё праздник Ивана Купала знаменателен в народном календаре тем, что именно с этого дня разрешалось купаться на Русь. Период купания тогда был очень недолгим,- с Ивана Купала од Ильи (Праздник Ильи Пророка), то есть с 07 июля до 02 августа и всего то. НО, главное в этом было то, что именно на Ильин день нам строго настрого запрещалось подходить к воде! Случайностью это было или нет, но самое большое число утопленников приходилось у нас в округе именно на Ильин День, а потому (я и сейчас это хорошо помню) нас ребятишек, даже в солнечный и жаркий день 02 августа, взрослые бывало даже прутьями от водоёмов отгоняли. После Ильина Дня мы разумеется продолжали купаться как и раньше, но этот один день – был под строжайшим запретом для купания,- старики у нас говорили, что в Ильин День человек и в маленькой луже утонуть может.

О наших стольных праздниках, преимущественно церковных, я вам вкратце поведал, а теперь вернёмся к самой, упомянутой выше церкви.
Провалилась (а это выглядело именно так) под землю эта церковь где-то во второй половине семнадцатого века, по словам местных сторожил, лет за тридцать до нашествия Наполеона. Из передаваемой по наследству от предков информации мы знали, что была эта церковь каменная и довольно большая, что подтверждает и само место и форма провала. В подробностях – это происшествие выглядело так,- отслужили вечернюю службу, и поп закрыл церковь на ночь. А утром когда люди пришли к заутренней – на месте церкви увидели большую яму, до самых берегов заполненную чистейшей водой, из которой только крест торчал. Даже дед моего деда в своём детстве помнил этот торчащий из воды крест, но потом церковь погрузилась глубже, и крест исчез. А со временем и всё место провала землёю заплыло, так что сейчас там по весне только большая лужа, которая летом полностью высыхает. Так же точно известно, что ни один человек при этом провале не пострадал, так как случилось это ночью, когда церковь была закрыт, и в ней никого не было.
Помнится в детстве я собрал команду из соседских ребят, что бы откопать, нет не саму церковь, а только хотя бы до её креста добраться. Мы ведь думали, что крест сделан из золота…. Даже щупы металлические изготавливать начали, за изготовкой коих, нас и заметила местная монашка баба Гаша (Агата Шеблаёва), жила она действительно как манишка-отшельница, даже электричество к себе в дом проводить отказалась – только лампадки у неё светили, очень набожная была. Она спросила,- для чего мы их делаем, и когда узнала – тут же строго сказала нам: «Не вами кладено – не вами и брадено!», не вздумайте там ничего раскапывать, ибо грех это на святом месте капаться! И ещё пошла моему деду всё рассказала. Тут же пришёл мой дед, местный сторожил 1892 г/р. (а авторитет у него в округе был непререкаемый) и учинил нам допрос, что… и зачем…?- а когда узнал о нашей цели – рассмеялся и сказал,- ребята не занимайтесь ерундою, кресты на церквях не из золота сделаны а только, как он выразился – подутые (покрытые тонким слоем золота растворённого в ртути), и это покрытие очень вредное для здоровья, вы можете даже отравится, да и копать такое место не стоит, это с кощунством граничит. В общем, против авторитета никто пойти не решился! Так мы ничего тогда и не откопали, и церковь эта, вместе со всем тем старинным церковным имуществом, пребывает в нашей земле и поныне.
А что ни горите, но это весьма интересный для раскопок экспонат. Даже, как мне стало известно, уже несколько раз некие люди приезжали и пытались выведать то место, где она провалилась, да вот выведывать оказалось не у кого, старики давно поумерила, и моих ровесников тоже большинство земля (как ту церковь) забрала. Остался один (кроме меня) кто мог бы точно то место указать, хотя пожалуй и он уже не вспомнит, более трёх лет как полностью спился этот мой бывший приятель, он был в числе тех с кем мы хотели эту церковь откопать. А них кто знал точно – уже и нет на этом свете.

И в завершении,- почему же церкви (или как их ныне стали величать на языческий лад, храмы) на Руси под землю проваливаются, какова тому причина, грехи прихожан или же самих церковников-попов?! Ответ здесь напрашивается сам собою…. НО, как я и обещал в начале повествования,- определение причины оного – каждый из вас пусть сделает сам! Имеющий разум – да разумеет!!!

Категория: Рассказы Автор: Владимир Родченков нравится 0   Дата: 05:11:2014


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru